В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения

В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.

Как вы можете объяснить, почему в истори­ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?

Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает­ся на собственной исторической концеп­ции, так или иначе выражая свое отноше­ние к реальным персонажам.

Он приводит мемуарные

и документальные свидетель­ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон­ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто­рия развивается по особым законам. Обще­ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст­венному состоянию. Эти периоды жесто­кости связаны с борьбой покоренных на­родов со своими завоевателями.

В резуль­тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

Найдите этнографические детали, которые органически входят

в сюжет произведения.

Этнография отражает особенности бы­та, нравов и культуры народа. Жизнь анг­лийской знати XII века, тради­ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

Опишите одного из героев романа. Поду­майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо­вавшего исторического лица. Постарайтесь под­черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо­хи.

Не забудьте сказать и о том, каким вам пред­ставляется отношение автора к герою.

Разницу между портретом вымышлен­ного героя и портретом реального истори­ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос­того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно­го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир.

Не одна сила мышц управляет его удара­ми — кажется, будто он всю душу вкла­дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по­беждают сотни людей».

Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом­ненно, далек от исторической истины об­раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че­ловек и мудрый воин, пекущийся об инте­ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под­линном Ричарде черты придворной воспи­танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель­ному образу, созданному В. Скоттом. Под­линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро.

Анг­лийский народ освободился от феодально­го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та­ким, каким он представляет его. Творче­ски воссоздавая действительность, писа­тель отражает свое восприятие, свои мыс­ли о ней. Приукрасив исторического Ри­чарда, В. Скотт описал его так, что чита­тель верит в правдоподобность образа.




В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения