В. В. Бианки — писатель для детей

Виталий Валентинович Бианки — один из известных наших писателей для детей. Сын ученого-орнитолога, Бианки с детских лет был близок к природе, к животному миру. В доме будущего писателя были уголки природы, с юных лет он увлекался охотой, длительными прогулками по лесам и лугам. В Петроградском университете Бианки работал под руководством натуралиста Д. Н. Кайгородова, известного популяризатора естествознания.

Верность одной, навсегда выбранной теме вела этого оригинального художника своеобразным путем. Ученый-натуралист и любитель-охотник,

Бианки обладал в то же время редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям. В его книгах мы встретим смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья.

Писатель создал «Лесную газету»- книгу необычную, рассчитанную на то, чтобы читатель много раз к ней возвращался, постепенно овладевая ее научным и художественным содержанием.

Писатель

учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках — юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки, в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому так велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора.

В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Е. Чарушин. Иллюстрация к повести В. В. Бианки «Мурзук». Бианки начал свою литературную деятельность. в 20-е годы.

В его первых повестях люди часто изображаются как носители вековой вражды ко всему миру живой природы. Особенно удались писателю в ранних произведениях портреты зверей-«героев».

Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты.

Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок». В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. «А я от тебя в отнорочек и был таков»,- говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть — я хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу» . Клевер у Бианки — кормовистый, паук — «брюхом по земле чиркает», комарище — «жигать мастерище».

В несомненной связи с Народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы.

Хвастливый и назойливый Комар погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью». Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него.

Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена».

Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит».

Образ щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер.

Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Ищет гнездышко ласточка-береговушка, и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей.

Даже в рамках одного жанра писатель создает произведения, очень разнообразные, от коротенькой сказки-диалога до развернутой сказочной повести. Так история полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование. Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадает на остров, учится добывать себе пищу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения Пика знакомят юных читателей с разнообразными обитателями леса и полей: соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.

В рассказах Бианки о природе меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная — он охотник, наблюдатель, натуралист. Конкретней и глубже становятся сами образы животных. Ведь все, что происходит в рассказах, может случиться и в действительности, убеждает писатель.

Окружающее оказывается таким же интересным, как в сказке, если только уметь как следует наблюдать. Читая рассказы, юный читатель получает первые уроки в школе натуралиста — он учится видеть, наблюдать. Очень осторожно вводит Бианки пейзаж в свои рассказы, зная, что описания природы привлекают не всех детей.

Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев. В рассказе «Бешеный бельчонок» лес после дождя — веселое, радующее душу зрелище:

«Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми зведочками, каждый листок, каждая травинка и машинка блестела, улыбалась капельными глазками — солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами».

Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает мишка звук лесной струны-щепки на расколотом грозой дереве. Чувствительная певчая птичка не выдержала звуков оглушительной музыки, которую устроили сами ребята, собравшись дома в ненастный день. Наряду с отдельными рассказами Бианки создает для малышей и циклы рассказов. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется герой-мальчик. На прогулках с отцом он постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося во сне в подснежной лунке. Ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть.

Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», имеют стройную композицию, поэтические зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы. Наряду с героями-детьми более активную роль играют в рассказах взрослые. Нехитрые по сюжету, рассказы в большинстве своем заставляют читателя всерьез призадуматься над происшедшим. Почему волк, преследуемый автомашиной, не догадывается свернуть с дороги и скрыться от ослепительного света фар?

Почему в августовскую ночь собирался куропаточный выводок у разведенного костра?

Загадки, которые задает человеку природа, чаще всего не решить без достаточного знания явлений растительного и животного мира. Так, колхозница-хакасска оказалась опытнее приезжих самонадеянных охотников: она нашла способ, как уничтожить вредителей урожая — сусликов. Вместе с автором читатель осудит бездумную шалость мальчугана, разорившего соловьиное гнездо, поймет, что нужно учиться видеть и слышать чудесное и вечно новое.




В. В. Бианки — писатель для детей