В. В. Маяковский в годы Первой мировой войны

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вызвала у Маяковского патриотический подъем, он собирался идти на войну добровольцем. Его не взяли, так как он считался неблагонадежным. Однако вскоре он понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».

В стихах о войне Маяковский резко выражал боль за человека, который стал невольной жертвой судьбы, В стихотворении «Я и Наполеон» трагедия войны, ответственность за нее каждого и личная ответственность поэта за гибель людей показаны ярко и эмоционально.

В стихах «Война объявлена» и «Мама и убитый немцами вечер» проявилось его отвращение к войне, к ее кровавой бессмыслице. «Оставьте! О нем это, Об убитом, телеграмма. Ах, закройте, Закройте глаза газет!» Мама и убитый немцами вечер В годы войны Маяковский сотрудничал в качестве художника и автора текстов с издательством «Сегодняшний лубок».

С 1915 по 1918 год поэт был постоянным автором журнала «Новый сатирикон», писал стихи, в которых звучала тема социального протеста против «мерзостей жизни». В стихах, напечатанных в этом журнале сильно проявилось влияние образности и стилистики поэтов-«сатириконцев»,

заметное и в сатирических стихах позднего Маяковского. В эти годы Маяковский создал поэмы «Флейта-позвоноч-ник» , «Война и мир» , «Человек» , основным содержанием которых стал протест против буржуазных отношений, калечивших, по мысли поэта, подлинную натуру Человека. Поэмы способствовали созданию «мифа Маяковского».

В нем появляется новый аспект — безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Лили Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие. В лирическом герое поэмы «Флейта-позвоночник» нет противоречивости героя «Облака в штанах», он любящий, но отвергнутый, — только страдающая сторона. Он, хотя и называет Бога «Всевышним инквизитором», обращается к нему не с угрозами, а лишь с просьбой прекратить невыносимые страдания.

Поэма «Война и мир», в которой присутствует формальная новация — введение в стихотворный текст нотной записи, — описывает зверства войны как «искупительную драму», залог будущей гармонии, где даже герой поэмы Владимир Маяковский обретет счастье со своей любимой. Мировая война является лишь проекцией драматических событий на внутренний мир автора. Повествование в поэме «Человек» строится по модели Евангелия, но на место Иисуса ставится лирический герой.

Маяковский продолжает строительство своего мифа… Вернувшись на землю через тысячи лет, Владимир Маяковский — герой поэмы — обнаруживает, что улица, где он когда-то жил и «застрелился у двери любимой», носит его имя.




В. В. Маяковский в годы Первой мировой войны