В. Винниченко — автор первого украинского научно-фантастического романа

Один из самых талантливых украинских прозаиков и драматургов — Владимир Винниченко. Он — не только ведущий деятель украинского литературного и национально-освободительного движения, а еще и известный политик. Первым в литературе 20-х годов XX ст. создал социально-утопический и фантастический роман с элементами приключенческого и детективного жанра. В «Солнечной машине» автор поднимает общественно-политические, философские, морально-этические проблемы; умело объединяет проблемы лица и коллектива, классовой борьбы, социальных групп

«прекрасного будущего», морали и биологических инстинктов.

Новаторство писателя находит свое воплощение в необыкновенных поворотах человеческого характера, мыслей и поступков героев, в сюжете, который постоянно интригует читателя, держит в состоянии высокого эмоционального напряжения. Это произведение В. Винниченко посвятил своей солнечной Украине.

Действие романа происходит где-то через 40-50 лет после окончания первой мировой войны. Ареной событий становится не только вся Германия и Европа, а и целый мир. Самые убедительные страницы романа связаны с остро — сатирическим изображением верховодов

современного финансово-промышленного капитала — резинового фабриканта и президента Объединенного Банка Мертенса и его окружения.

Король Германии Мертенс за свои деньги купил все: правительство и парламент, банки и предприятия, полицию и печать, а стремится купить еще и древний аристократический герб вместе с его собственницей — родовитой принцессой Элизой. Он мечтает властвовать над всем миром.

Тогдашняя Германия возникает в романе как железобетонный дом сумасшедших, морально опустошенных, хищно жестоких и жутко несчастных существ.

Могущественной реальной политической и экономической силе в романе противопоставлено изобретение гениального инженера Рудольфа Штора — солнечная машина, которая символизирует освобождение от всех экономических, социальных, политических форм притеснения.

В романе убедительно показано, что человек, который стремится стать над добром и злом, снимает все общественные обязанности, превращается не столько в свободное и всевластное существо, а в примитивное жвачное животное. Автор доказывает, что человечество спасается не столько благодаря Солнечной машине, сколько благодаря осознанию потребности общественно обязательной и организованной работы, порывом к новой жизни. Сюжет романа разворачивается двумя линиями — борьбой за Солнечную машину и неурядицами неравной, непреодолимой любви принцессы Элизы к гениальному плебею Рудольфу Штору.

После выхода произведения на украинском, русском, а потом и на других языках, он стал довольно заметным событием, и его успех закономерно считался чем-то необыкновенным, до сих пор невиданным в украинской литературе. «Солнечная машина» является новаторским произведением, что и до сих пор не потеряло идейно-эстетичного значения.

Когда мы говорим о равнодушии и порядочности, то я сразу вспоминаю рассказ «Федька-Оборванец». Писатель сумел ярко срисовать разные типы людей на примере… детей, Федьки и Толика.

Свободолюбивый, неугомонный Федька был просто головорезом. Мог сломать песчаные домики, отобрать змея у ребенка, а то и побить. И не было на него никакой управы: и отец бил, и мать убеждала — ничего не помогало.

И что-то в нем есть симпатичное: может, его смелость, правдивость, бесстрашие.

Совсем не похож на него — Толик, сын зажиточных родителей, скромный, тихий, послушный мальчик. Он не цепляется к детям, ко всем относится с уважением и с едва заметной заносчивостью. И вот таких разнохарактерных ребят свела на берегу замерзшей реки судьба.

Федька прыгает с одной льдины на другую. Вот он падает в воду, нет, снова прыжок, он на берегу. Толик тоже захотел повторить эту затею, но не смог… «В это время сдвинулась целая груда льда и отрезала Толика от берега».

На берегу все замерли, спасать никто не спешил, один Федька бросился на спасение. Тем не менее, сам оказался в ледяной воде. Теперь Федька просил: «Толя, Толя!..

Подай палку свою… Я вылезу…» Но льдину в это время прибило к берегу, и Толя, как стрела, соскочил с нее…

Федька взял всю вину на себя.

Этот мальчик не только храбрый, правдивый, а и добрый. Он знал, что за этот поступок его выгонят из дома, отлупят, не пустят больше на улицу. Но произошло страшное… он заболел и умер.

А Толя так ничего и не понял, и когда гроб исчез с его глаз, он безразлично отвернулся и «побежал играть с чижиком».

После того, как прочитаешь рассказ, становится грустно и горько. Жаль, что Федька своей жизнью заплатил за такое негодное, пустое существо, как этот Толик.

После выхода первого же рассказа «Красота и сила» творчество В. Винниченко было подмечено и отмечено Иваном Франко и Лесей Украинкой. Иван Франко писал, что среди вялой, малосильной, ординарной генерации современных украинских писателей «вдруг вынырнуло что-то такое очень решительно, мускулистое и полное темперамента». А Леся Украинка откликалась так: «Только талант может создать эти живые фигуры, эти естественные диалоги и, особенно, эту широкую, яркую картину ярмарки, на фоне которой происходят действия героев».

Уже первые печатные произведения показали, что В. Винниченко как писатель имеет глубокую культуру и чрезвычайно развитое социальное чувство. Он замечал скрытые для других конфликты, выхватывал из жизни яркие типажи, которые представляли разные слои общества. Язык многих его героев такой, каким был в жизни: некультурный, искалеченный. Какой была культура, таким и язык, такими и герои.

В. Винниченко много пишет и часто печатается. Диапазон его творчества чрезвычайно большой: рассказы, повести, романы, пьесы, публицистика… О нем и его произведениях везде говорят; его пьесы ставят в Украине, России и за границей; статьи вызывают споры.

Писатель вынужден был жить в эмиграции, тем не менее, в Украине продолжали выходить из печати его книжки. Он ждал времени, когда нация обретет силу, станет на ноги и самостоятельно будет принимать решения. А тем временем писал, создавал и верил, что это необходимо.

Для молодых писателей, которые приходили в украинскую литературу, Винниченко служил примером того, как нужно относиться к творчеству, какие необходимо выбирать темы и как правильно расставлять акценты. Многих он принуждал задуматься о ценности написанного слова.

Проза Владимира Винниченко была рождена фантазией писателя динамического XX столетия. Он молнией ворвался в литературу, камнем упал в тихие воды поэзии и прозы, и от того удара пошли одна за одной волны, которые будили полусонное писательство. В. Винниченко называли своим наставником Остап Вишня, Григорий Косынка, Валерьян Полищук, его влияние испытали все известные украинские прозаики более поздних времен.




В. Винниченко — автор первого украинского научно-фантастического романа