Василий Симоненко. Псевдонимы — В. Щербань, С. Василенко, Симон

Василий Симоненко родился в с. Боевцы Лубенского района на Полтавщине 8 января 1935 года. Рос без отца, мать работала в колхозе. На протяжении 1942 — 1952 годов будущий поэт учился в школе: 4 класса — в Боевцах, а далее в соседних селах Енкивцах и Тарандинцах. В 1952 году закончил с золотой медалью среднюю школу в Тарандинцах, поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Т. Шевченко.

Принимал участие в литературной студии имени Василия Чумака. В 1957 — 1960 годах работал в газете «Черкасская правда «, затем в 1960 — 1963 годах

в газете «Молодежь Черкащины», собственным корреспондентом «Рабочей газеты», а также занимался литературным творчеством. В 1962 году Василий Симоненко стал членом СПУ. Он планировал поступать в аспирантуру Института литературы АН УССР, вышел единственный его прижизненный сборник «Тишина и гром».

В середине 1962 года поэта жестоко избили работники милиции железнодорожной станции им. Т. Шевченко. В связи с тем, что власть всячески боролась с Василием Симоненко, можно сделать вывод, что это избиение не было случайным. 13-го декабря 1963 года поэт умер в черкасской больнице. Похоронен в Черкассах.

В 1964 году

вышел посмертный сборник «Земное тяготение» , но лауреатом она не стала). Прошло 15 лет официального забвения поэта и в 1981 году появилась книга избранных произведений «Лебеди материнства» с предисловием Олеся Гончара.

Поэтические шедевры «Ты знаешь, что ты человек…», «Где сейчас вы, палачи моего народа?..», «Украине», «Засматриваюсь в твои глаза…» , «Земля родная! Мозг мой светлее…» — будто фрагменты одной наболевшей мысли о судьбе народа, сыновьей преданности ему, готовности к самопожертвованию ради его освобождения и расцвета. Не удивительно, что именно эти стихотворения претерпели наибольших цензурных и редакторских вмешательств. Написанные с позиций морального максимализма, произведения В. Симоненко не могли быть напечатаны даже в период «хрущевской оттепели». Повесть «Осуждение», известная в разных вариантах, художественно подтверждает, что психологически В. Симоненко находился под суровым контролем охранников режима.

После его смерти незавершенным остался киносценарий «Банкет покойников».

Проза В. Симоненко своеобразная и многообещающая, является прямой предшественницей новеллистики Григора Тютюнника, она заслуживает почетного места в контексте развития эпического мироотображения своего времени. В детской, на первый взгляд, сказке «Царь Плакса и Лоскотон» рассказывается о красивой стране с трагическим названием «Слезолий», в которой правит царь Плакса, которому радость приносили только человеческие слезы:

Кто смеялся — они хватали И нагайками пинали, Так что в царстве том везде Хватало плача и слез. Он приходил каждый вечер Пусть дождь идет, или снег К голодной малышне И всем приносил смех.

Как и любая сказка, она завершается победой добра над злом. Но необычность этого произведения заключается в том, что сказка В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон» на самом деле подвергает критике тоталитарный порядок в государстве, а значит, учитывая время написания произведения и характер всего творчества поэта, дает право утверждать, что красивая страна, где льются слезы — Украина. А оптимистичный финал сказки дает надежду, что когда-то и эта страна также станет счастливой.

Основные произведения: сказки «Царь Плакса и Лоскотон», «Сказка об Обманывала», «Путешествие в Страну Наоборот», сборники поэзий «Тишина и гром», «Земное тяготение», «Лебедие материнства», сборник рассказов и новелл «Вино из роз».




Василий Симоненко. Псевдонимы — В. Щербань, С. Василенко, Симон