Василий Стус. Судьба, жизнь, поэзия

Ранний период творчества поэта отмечался оптимистичным, бодрым расположением духа, но со временем голос В. Стуса возмужал, стал суровее, и критичнее. Именно этим он стал выделяться среди своих единомышленников. В его поэзиях органически слились интеллект, внимание к вечным всечеловеческим проблемам с, в самом деле, национальным мировоззрением, которое достигало глубин народной морали и человечности.

Благодаря этому лирические произведения художника выходили за пределы экспериментального бунтарства, дилетантской неосведомленности,

что было нередко характерно для многих его ровесников.

В начале шестидесятых годов поэт часто печатается в журналах «Отчизна», «Днепр». В ряде стихов он рассуждает над сущностью человеческой жизни, над поисками путей борьбы за правду. Его волнуют вечные проблемы добра и зла, место каждого человека и свое собственное в обществе, что живет по неправедным законам, вопрос «как быть?» при таких обстоятельствах ему самому. Этот вопрос заключается не только в том, что каждому из них принадлежит выдающееся место в истории украинской культуры и национально-освободительной борьбы, а и сходством их жизненных

судеб.

Это обусловлено Шевченковым духом в творчестве Стуса. Творчество поэта нельзя вообразить вне Шевченковой стихии, это «голос духа», основа, на которой стоял молодой художник. Нет двух других украинских поэтов, которые бы по силе патриотизма, любви к Украине, за преданностью идеалам добра, справедливости и за несокрушимостью духа были такими близкими. Даже жизненные дороги их подобны: обоим судилось прожить по 47 лет, по несправедливому приговору, долгие года неволи.

Вместе с тем нет поэта, который бы за творческой манерой, за изобразительными приемами стоял дальше от Т. Шевченко, чем В. Стус.

Интимная лирика поэта сильная, самобытная. В ней очень ярко раскрылась его

Творческая индивидуальность. Привлекает она и трогательной нежностью чувств к любимой жене, матери сына, всех родных и близких. Интимная лирика В. Стуса большей частью была написана в тюрьме, и воспоминания о родных сердцу людях воспроизведенные через призму пасмурной неволи.

Но даже там, в аду страданий, смертей, издевательств, сохранил он тепло и нежность своих чувств, которые мастерски воплотил в поэзиях «В пустой комнате», «На Колыме запахло чабрецем».

Поэт пришел в литературу в конце 50-х в начале 60-х годов, когда изобличение культа Сталина обусловило огромные изменения в жизни страны, в частности и в искусстве и литературе. Изменения эти происходили в двух основных направлениях: возрастало внимание к жизни, внутреннему миру человека — не как бездумного и бездушного «гвинтика», а как личности; освоение изменений, что принес у жизнь научно-технический прогресс, развитие космонавтики, атомной физики, генетики и т. п. Это определило и тематику творчества многих поэтов, в частности и В. Стуса. У него почти нет сюжетных произведений, так как «Украина является осью, вокруг которой вращается вся поэзия Василия Стуса». Украина выступает в его стихах не как объект, она существует в нем самом как психологическая данность.

Этим объясняется благосклонность поэта к такому жанру лирики, как стих-медитация, философское раздумье.

Закончив Историко-филологический факультет Донецкого пединститута, молодой учитель едет на Кировоградщину в Таужнянскую семилетку как учитель. В. Стус оставил о себе теплые воспоминания у бывших учеников и коллег, хотя и работал там немного. После службы в армии учительствует в Горловке, работает литредактором газеты «Социалистический Донбасс».

В 1961 году В. Стус становится аспирантом Института литературы им. Т. Шевченко АН УССР, работает над диссертацией на тему «Источник эмоциональности художественного произведения», немало печатается




Василий Стус. Судьба, жизнь, поэзия