Важнейшие направления развития дореволюционного творчества Маяковского
Важнейшие направления развития дореволюционного творчества В. Маяковского.
В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие содержание и стилистические особенности его лирики и поэм.
Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая расправа с культурным наследием рассчитана на скандал,
Действие стихов разворачивается преимущественно в городской обстановке. Показательны даже названия: «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам». «Улица задыхается безъязыкая…», салонная лирика никому не нужна, миру, по мнению поэта, следует дать новую поэзию.
Он ненавидит зажравшихся мещан, обличает приземленность их интересов, бездуховность, неспособность видеть небо. Стараясь сокрушить слепое самодовольство обывателя, поэт
Поэт нравственно выше бездуховной толпы, ее сочувствие и даже внимание ему не нужно. Но ощущение одиночества не может не тревожить. Антитеза «поэт — толпа» определяет содержание стихотворения. Лирический герой — гордый одиночка.
Жирная, грязная, «стоглавая вошь» противостоит «грубому гунну», моту и транжиру бесценных слов с нежным, похожим на бабочку сердцем.
Одна из характеризующих поэзию Маяковского в целом особенностей проявилась уже в приведенных строках и образах этого раннего стихотворения. Это — яркая метафоричность.
Иным предстает перед читателем лирический герой стихотворения «Послушайте!». Он — романтик, мечтатель, человек с тонкой ранимой душой. Центральный образ, метафора этого стихотворения — звезды. Традиционный романтический образ получает развитие у поэта-футуриста.
Тем самым Маяковский демонстрирует связь с традициями мировой поэзии, которые футуристы отвергали в своих манифестах. Лирический герой «Послушайте!» уже заглавным обращением, призывом к родственным душам говорит, что устал от одиночества, ищет человека, способного понять и помочь преодолеть «беззвездную муку». Переживания, метания, сомнения поэта находят воплощение в ритмике, синтаксическом строе стихотворения. Большинство предложений здесь вопросительные или восклицательные. Ритм неровный, рвущийся, как неровное дыхание уставшего от поисков человека.
Характерна также драматургичность этого стихотворения. Оно, как и многие стихотворения Маяковского, напоминает сценку, наполнено движением, действием, экспрессией.
Важнейшие направления развития дореволюционного творчества Маяковского