Важные оттенки в романе «Войны отцов наших»
Роман построен как диалог тюремного врача и заключенного, приговоренного к смерти. В этих беседах, фиксируемых врачом на магнитофонную пленку в надежде выяснить такие обстоятельства жизни и преступления Пасифико, которые позволили бы облегчить его участь, перед врачом проходит вся жизнь простодушного крестьянского парня, оказавшегося «белой вороной» в своей семье и родной деревне, органически неспособного принять господствующие здесь традиционные нормы жизни.
Примечательно, что эти неприемлемые жизненные нормы писатель обнаруживает
Прадед, дед, отец, — каждый прошел через «свою» войну — братоубийственную и несправедливую; каждый вынес из войны убеждение, что война и есть истинно мужское дело. Но то, что на войне обнажается,
И даже убийство, которое он совершил, — это не проявление протеста, а акт отчаяния, бессилия. Именно потому и противится Пасифико всем попыткам своего собеседника облегчить его участь, что родная деревня — тюрьма пострашнее той, в которую его упрятало правительство. Путей истинной борьбы с обществом не знает не только Пасифико, но и врач, исповедующий активное добро, и сам автор, теперь уже понимающий, как недостаточна при всей своей привлекательности эта позиция врача.
Но решительный отказ писателя от каких бы то ни было утешительных иллюзий — свидетельство мужества художника, его верности жизненной правде и реалистическому художественному методу.
Важные оттенки в романе «Войны отцов наших»