Важные жизненные вопросы в пьесах

Драматурга остро волнуют проблемы воспитания у молодого поколения бескомпромиссности в решении важных жизненных вопросов. Бесстрашию и принципиальности, ответственности и бескорыстию, дальновидности и зоркости в борьбе с идейными противниками — вот чему учит пьеса «Страх».

После пьесы «Страх» Афиногенов пережил период творческих неудач, некоторые замыслы новых пьес остались неосуществленными. Но уже в 1935 г. на сцене Театра им. Евг.

Вахтангова появляется его пьеса «Далекое». Сюжет ее несложен. По пути из Владивостока

в Москву на одном из разъездов в тайге вынужденно, ввиду технических неполадок, отцепляется от состава вагон-салон, в котором едет неизлечимо больной командир корпуса Малько со своей женой.

О людях разъезда «Далекое», простых, душевных, бескорыстных, об их повседневной, небогатой событиями жизни и поведал драматург в этой пьесе.

Персонажи не совершают исключительных подвигов. Они ничем особым не примечательны. Но честное выполнение долга, чувство сопричастности делам и помыслам народа — вот то, что видит зритель в поступках героев пьесы. Иногда это едва уловимые черточки, иногда — заметные изменения

в характере. Подлинно новая, социалистическая психология свойственна молодежи разъезда.

Живая, любознательная комсомолка Женя, готовая на подвиг, отвечает командиру корпуса Малько: «Мы считаем себя в Дальневосточной армии».

Среди этих бескорыстных людей чужими выглядят Лаврентий, мечтающий о собственной славе, бывший сектант Влас, живущий без веры, без любви, с опустошенной душой.

Главное для драматурга в пьесе «Далекое» — высветить истинно благородное, чистое, светлое, определяющее в натуре обыкновенного советского человека.

В 1940 г. Афиногенов пишет одну из своих лучших пьес — «Машенька». Машенька, с ее огромным доверием к людям, благородством, прямотой, активным неприятием себялюбия, корысти и лжи, — обобщенный образ юного поколения, о создании которого драматург мечтал на протяжении ряда лет.

Казалось бы, сюжет, лишенный остроты классовых конфликтов и столкновения мировоззрений,- неожиданное появление в доме профессора палеографа Окаемова его 14-летней внучки Машеньки — сулит лишь камерные решения. Однако непростая история девочки, потерявшей отца и уехавшей из новой семьи матери, затрагивает немало важных этических вопросов.

Поначалу Окаемов, человек замкнутый, всецело погруженный в свои рукописи и книги, обделенный душевным теплом, противится вторжению в свой дом юного существа. Он давно отвык от людей, предпочитает жить один. Скупо, тонко воссоздает драматург процесс оттаивания его души; первые, еще не умелые знаки внимания к внучке, первые заботы, удивление и радость от соприкосновения с миром ее юных друзей.

Машенька оказалась тем «новым счастьем», без которого в «холодном доме» Окаемова было пусто и неуютно.

Образ героини с ее непосредственностью, тонким душевным лиризмом, огромным тактом, чутким, отзывчивым сердцем — один из наиболее поэтических в советской драматургии. Под обаяние девушки, живущей в ожидании чего-то удивительно хорошего, что непременно должно произойти с нею, подпадают окружающие.

Романтический отсвет — это только одна из граней характера героини. Машенька — вся земная. Чуткая, отзывчивая, она может и защитить память своего отца, и понять непростые отношения, сложившиеся в семье матери.

Эта хрупкая девочка знает цену дружбе и отстаивает свое человеческое достоинство.

В финале произведения перед главными героями встает вопрос, с кем быть Машеньке — с матерью или дедом. Потеря Машеньки для любой из сторон непереносима. «Семейное дело» автор поворачивает так, что оно перестает быть личным делом героев.




Важные жизненные вопросы в пьесах