Вчера еще в глаза глядел
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Все ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За все, за все меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Историко-биографический материалИстория создания и дата написания стихотворения
1920 год — расцвет творческих сил Цветаевой. В этом год она видит Блока на его выступлениях в Москве.
Место стихотворения в творчестве поэта
Произведения этого периода проникнуты мыслями о любви требовательной и всепоглощающей. Собственно, данная тема и является сутью творчества Цветаевой. Но счастье у нее изначально обречено на страдание.
Главная тема стихотворения
Тема любви
Лирический сюжет
Брошенная женщина обращается к своему возлюбленному. Его же чувства к ней очень быстро угасли.
Брошенная женщина обращается к своему возлюбленному. Его же чувства к ней очень быстро угасли.
Проблема стихотворения
Мимолетность чувств, ответственность за чужую боль.
Композиция стихотворения
Монолог героини сбивчивый, прерывистый, нервный. Она обращается то к какому-то собеседнику, то к самому возлюбленному.
Лирический герой
Героиня вначале не понимает причины разрыва, пытается найти ее. Она остро все переживает, откровенно выражает свою боль.
Преобладающее настроение, его изменение
Угнетение, отчаяние, боль, тревога. Из восклицаний все перерастает в пронзительный крик.
Жанр
Любовная лирика
Строфа
10 строф, четверостишия
Основные образы
Образ любви как безжалостной мачехи, несправедливой к своим подопечным. А жизнь без любви, как «ржавая копейка». Влюбленность, которая, исчерпав себя полностью, тут же улетучивается.
Лексика стихотворения
Нет возвышенности. Преобладает разговорная лексика
Поэтический синтаксис
Много синтаксических конструкций. Риторические вопросы и восклицания, разрывы фраз.
Изобразительные средства иносказания
Автор пытается добиться максимальной выразительности при минимуме слов.
Метафора: «копейкой ржавою»
Эпитеты: «степь заледенелая», «смерть-садовница»
Сравнение: «что дерево трясти»
Звукопись
Сбивчивый ритм, отсутствие плавности
Ритм и рифма. Способы рифмовки
6-я строфа — рифма отсутствует, остальные — перекрестная рифма.
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения «Вчера еще в глаза глядел», просьба поделиться ею с другими. Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Главная тема стихотворения Лирический сюжет Проблема стихотворения Композиция стихотворения Лирический герой Преобладающее настроение, его изменение Жанр Строфа Основные образы Лексика стихотворения Поэтический синтаксис Изобразительные средства иносказания Звукопись Размер Ритм и рифма. Способы рифмовки Эмоции вызванные при прочтении
Вчера еще в глаза глядел