Вечные проблемы добра и милосердия

«Человек — это великолепно! Это звучит… гордо!»

Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя М. Горького. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко. Но он же и выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей жизни».

В пьесе «На дне» показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на «дно», «в яму». И тогда человек

перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева?

Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существ.

Во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности.

Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

«На дне» жизни действуют свои

неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Жизнь в ночлежке для нормального человека хуже каторги.

Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужасное унижение в жизни Настя, окончательно спивается Актер.

Они уже не смогут подняться!

А ведь эти люди знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной, опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!» — с горьким чувством восклицает Актер.

И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать. И надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила их раны.

Поманил старик, а дороги не показал.

Раздавлены, как ореховая скорлупа, мечты Клеща о лучшем времени. «Никогда уже он не выберется отсюда». И читателю становится не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так дальше жить невозможно!

Автор многие свои мысли вкладывает в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от картежника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибла недюжинная натура, сильный, ясный ум.

Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

Пьеса «На дне» проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, опускающего людей «на дно».

Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободу потому уже, что он Человек!

Сейчас, в наше время, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости. Ведь мы на своих улицах видим не только новых русских, но и новых обитателей ночлежек.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вечные проблемы добра и милосердия