Ведущие темы и мотивы сборника Уитмена «Листья травы»
Уолт Уитмен — американский поэт-новатор, один из интеллигентных людей в свое время, мировую славу принесла поэту его книга стихов «Листья травы» , над которой он работал вся жизнь. Поэзия Уолта Уитмена оригинальная, новаторская по форме, по своей тематике и образами. Восстав против условностей романтической поэтики, Уитмен провозглашает идеалом, мерой прекрасную действительность, реальный мир и становится певцом красоты обычного жизненного факта.
В его книге и многочисленные зарисовки быта современной Америки и красота окружающей
Главный тон его поэзии — увлечение миром, человечеством. Для него все грани жизни одинаково прекрасные, все его проявления для него важные и преисполнены духовного значения.
«Никчемное для меня такое же большое, как и все другое».
По Уитмену, жизнь каждого человека — наполненная содержанием. И его любовь к человечеству — не проза, так как она в самый
Лирический герой «Листьев травы» является представителем «всех эпох и всех земель», и потому автор стремится с помощью завершенных циклов разных по жанру стихов и поэм раскрыть его во всем разнообразии временных и пространственных взаимосвязей от рождения и до самой смерти, рассказать об объективной действительности, которая существует вне человека, задуматься над назначением человека во вселенной, проявить в «обычном человеке» бессмертную ее сущность. Цикличность: рождение — работа — смерть — бессмертия присущие всей книжке в целом и отдельным произведениям.
Уитмен универсальный поэт. Он воспевает движение звезд и вместе с тем движение каждого атома, каждой крохотной дольки вселенной. Уже самое название его книги «Листву травы» отбивает эту особенность его поэтического видения: люди видят траву, но кто из них склоняется к травинке — «листочка травы»? Это делает Уитмен, поэт — влюбленный в жизнь, в каждую ее травинку. Тема книги — человек, сам Уолт Уитмен, сюжет — взаимоотношения человека и вселенной, идея — вечная и неуклонная вера в торжество человека.
По жанру — это лироэпическое произведение. Здесь существует связь лирической и эпической стихии — «я» поэта, его духовной сущности и объективной реальности, «вещевого мира», «травы» — связь не внешняя. Книга строится, как и объединение этих стихий.
В финале оскорблений «травы» и «я» поэта — нераздельные.
Я завещаю себя грязной земли, пусть я прорастания моей любимой травой, Если захочешь увидеть меня ищи меня у себя под подошвами.
Относительно формы его поэзии, то Уитмен писал: «Я отверг рифмованный и белый стих. Белый стих особенно мне безобразный, но ритм я признаю, не внешний, регулярный и размеренный: короткий слог, длинный слог… Как походка хромого; такая поэзия мне чужая. Морские волны не выкатываются на берег через равные промежутки времени, как и порывы ветра между соснами, а, тем не менее, и в рокоте волн, и в шелесте ветра между деревьев есть замечательный ритм. А который бы он был монотонный, как утомлялся бы от него слух, если бы он был правильный!
Именно эта разновидность мелодии и ритм я старался уловить…». Уже в этом заключается новаторство Уитмена-Поэта. Кроме того, автор использует такие новаторские приемы стиля как:
Уитменовский каталог, диалогичность, реинтерпретаци использование разных за своим происхождением фрагментов и цитат к совсем новому эстетичному контексту, здесь отрывки и цитаты из разнообразных трактатов разных времен, попытки интерпретации научных явлений и многих областей знаний, лирико-эпическое осмысление и перефразировки более менее известных источников.
В статье «Взгляд на прошедшее» поэт писал: «Листва травы… — это преимущественно попытка выразить мою собственную эмоциональную и личную природу…, попытка подробно — от начала и до конца — воссоздать Лицо, человеческое естество, и сделать это свободно, исчерпывающе и правдиво»- а также контрасты, повторы. Его поэзии присущая открытость жизни и человечеству, приближенность к природе.
Уолт Уитмен Себя я воспеваю.
Себя я воспеваю — простое отдельное Лицо, Тем не менее, употребляю слово «Демократичность» и термин» Человеческий запал» Воспоем физиологию: так как от маковки к мизинцу на ноге — все воспевание достойное; Не только обо мне поем, не только о человеческом мозгу — не только они достойные Музы, я скажу, поем о целости тугих завершенных форм, они только достойные ее. Я воспеваю женщину наравне с мужчиной; И жизнь необъятная в жажде своей, сердцебиении и маце: Веселый — для вольного из возможных действий созданное, за божьим законом. Современного человека воспеваю. Пер.
В. Коротич.
Идя травой степной.
Идя травой степной, вдыхая ее ароматность, Спрашиваю у нее образца воодушевления, Для людей спрашиваю откровение, теснейшие приязненные, Спрашиваю, лишь бы стебелек явились словом, делом, живыми существами, Людьми с озаренной солнцем душой открытой, новой, широкой, искренней, Людьми, которые проторяют первейшие пути, ступая уверенно, гордо и свободно. Людьми отваги неугасаемой, людьми здоровыми, красивых и чистых тел, Людьми, которые беззаботно смотрят в лицо президентов и губернаторов, словно говоря: — А кто ты? Людьми неудержимыми и простыми, пылкими и непокорными, Людьми Америки.
Пер. Г. Тупайло.
Ведущие темы и мотивы сборника Уитмена «Листья травы»