Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов
Велимир Хлебников — один из участников литературной группы кубофутуристов, или будетлян. Именно в среде молодых художников и поэтов обретает поддержку уникальный талант В. Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, самим созданных художником словах. Жизненный путь многих поэтов «серебряного века»; сопровождают легенды, которые помогают лучше понять художественный мир мастера. Легендарно имя-псевдоним Хлебникова — Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное.
Легенда о Вели — мире Хлебникове
Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо,
Да эти облака!
Родился В. Хлебников в семье ученого-натуралиста. Детство и отрочество будущего поэта прошло в калмыцких степях Астраханской губернии. Впоследствии академические знания не привлекли Хлебникова, несмотря на то, что он пробовал учиться
В. Хлебников предпочитает живое общение с известными писателями и поэтами: А. Толстым, С. Городецким, Н. Гумилевым, М. Кузьминым и др. Присматриваясь к современной литературе, поэт ищет собственный нетрадиционный путь в искусстве. Литературный дебют В. Хлебникова состоялся в 1908 году в еженедельнике «Весна»;. В отличие от символистов, которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа; стремится увидеть «величие в малом»;, вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом:
Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!»; тарарахнул зинзивер. О, лебедиво!
О, озари!
В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»;: объяснение значение слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь»; сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечеком.
Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем, «алхимиком слова»;, не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта. Это огорчало художника, и он иногда обижался на людей:
Я ведь такой же, сорвался я с облака.
Много мне зла причинила За то, что не этот,
Всегда нелюдим,
Всегда нелюбим…
Союз с кубофутуристами длится недолго, в этот период их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают. Постепенно в творчестве Хлебникова намечается интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:
Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли.
Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.
Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет.
Поэт стремится к воссозданию языческого, праславянского духа. В данном стихотворении используемые метафоры и эпитеты позволяют поэту славить весну — пору языческих таинств и сердечной окрыленности. К фольклорно-языческим произведениям В. Хлебникова относятся также пьесы «Девий бог»; , «Снежимочка»; , поэмы «Лесная дева»; , «И и Э»; , «Вила и леший»; , стихотворение «Пламена»; , рассказ «Око»; и др. Везде поэт занимается словотворчеством, иронично называя себя «слова божком»;, воспринимая слово как саму действительность. В статье «Свояси»; В. Хлебников писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова — вот мое первое отношение к слову.
Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак, за которым стоят струны азбуки, — вот мое второе отношение к слову. Путь к мировому заумному языку»;. Хрестоматийный пример хлебниковской звукописной зауми:
Боэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик…
В левом ряду расположены «заумные»; слова, а в правом дается их традиционное значение.
Быстрые перемены, связанные с революцией, гражданской войной, вызывают опасения поэта. Попав рядовым в запасной полк в 1916 году, В. Хлебников с трудом выживает в тяжелой казарменной обстановке. В поэме «Ладомир»; поэт дает собственный социальноэстетический идеал: картину единого человечества в единстве с природой: «Язык любви над миром носится»;. В стихотворениях В. Хлебникова послереволюционного периода появляется сатирический план:
Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай, Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,
Знаете ли вы, что целый великий край,
Может быть, скоро станет мертвецкой?
Последние годы жизни В. Хлебников прожил в тяжелой нужде, голодая, тяжело болея. Поэт умер в 1922 году в Новгородской губернии.
Новокрестьянские поэты — особая группа, сложившаяся в 1913-1916 гг., в которую вошло новое поколение поэтов, объединенных осознанием своей сопричастности крестьянской России. В 1915 г. образовали литературную группу «Краса»;, вскоре ставшую обществом «Страда»;, куда входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др. Главная тема этих поэтов — крестьянская Россия.
Связь с народной культурой повлияла на их поэтический язык и метафорическую систему образов. Появление крестьянских поэтов вызвало большой интерес в литературной среде благодаря особой национальной самобытности выходцев из российской глубинки.
Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.
Из группы «новокрестьянских поэтов»; вышел крупнейший русский национальный поэт XX в. С. Есенин, а наиболее характерным ее представителем стал Н. Клюев.
Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов