Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов

Велимир Хлебников — один из участников литературной группы кубофутуристов, или будетлян. Именно в среде молодых художников и поэтов обретает поддержку уникальный талант В. Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, самим созданных художником словах. Жиз­ненный путь многих поэтов «серебряного века»; сопровождают леген­ды, которые помогают лучше понять художественный мир мастера. Легендарно имя-псевдоним Хлебникова — Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное.

Легенда о Вели — мире Хлебникове

— история человека, скитающегося по жизни в бу­квальном и поэтическом смысле. До сих пор литературоведы решают вопрос: кто же такой Хлебников, каков его поэтический мир — ро­мантичный или реалистичный, утопичный или исторический. Поэт был готов найти связь с любой частью природы, Вселенной:

Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо,

Да эти облака!

Родился В. Хлебников в семье ученого-натуралиста. Детство и от­рочество будущего поэта прошло в калмыцких степях Астраханской губернии. Впоследствии академические знания не привлекли Хлеб­никова, несмотря на то, что он пробовал учиться

на разных факульте­тах: сначала физико-математический, затем естественное отделение Казанского университета. В 1908 году переходит с факультета естест­венных наук на историко-филологический Петербургского универси­тета.

В. Хлебников предпочитает живое общение с известными писа­телями и поэтами: А. Толстым, С. Городецким, Н. Гумилевым, М. Кузьминым и др. Присматриваясь к современной литературе, поэт ищет собственный нетрадиционный путь в искусстве. Литературный дебют В. Хлебникова состоялся в 1908 году в еженедельнике «Весна»;. В отличие от символистов, которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа; стремит­ся увидеть «величие в малом»;, вникает во всевозможные микроэле­менты, рассматривает их как бы под микроскопом:

Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!»; тарарахнул зинзивер. О, лебедиво!

О, озари!

В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»;: объяснение значение слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукопи­си. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь»; сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую на­зывают кузнечеком.

Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем, «алхимиком слова»;, не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта. Это огорчало ху­дожника, и он иногда обижался на людей:

Я ведь такой же, сорвался я с облака.

Много мне зла причинила За то, что не этот,

Всегда нелюдим,

Всегда нелюбим…

Союз с кубофутуристами длится недолго, в этот период их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают. Постепенно в творчестве Хлебникова намеча­ется интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли.

Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет.

Поэт стремится к воссозданию языческого, праславянского духа. В данном стихотворении используемые метафоры и эпитеты позво­ляют поэту славить весну — пору языческих таинств и сердечной окрыленности. К фольклорно-языческим произведениям В. Хлеб­никова относятся также пьесы «Девий бог»; , «Снежимочка»; , поэмы «Лесная дева»; , «И и Э»; , «Вила и леший»; , стихотворение «Пламена»; , рассказ «Око»; и др. Везде поэт занимается словотворчеством, иронично на­зывая себя «слова божком»;, воспринимая слово как саму действи­тельность. В статье «Свояси»; В. Хлебников писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех сла­вянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова — вот мое первое отношение к слову.

Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак, за которым стоят струны азбуки, — вот мое второе отношение к слову. Путь к мировому заумному языку»;. Хрестоматийный пример хлебников­ской звукописной зауми:

Боэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик…

В левом ряду расположены «заумные»; слова, а в правом дается их традиционное значение.

Быстрые перемены, связанные с революцией, гражданской войной, вызывают опасения поэта. Попав рядовым в запасной полк в 1916 го­ду, В. Хлебников с трудом выживает в тяжелой казарменной обста­новке. В поэме «Ладомир»; поэт дает собственный социально­эстетический идеал: картину единого человечества в единстве с при­родой: «Язык любви над миром носится»;. В стихотворениях В. Хлеб­никова послереволюционного периода появляется сатирический план:

Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай, Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли вы, что целый великий край,

Может быть, скоро станет мертвецкой?

Последние годы жизни В. Хлебников прожил в тяжелой нужде, го­лодая, тяжело болея. Поэт умер в 1922 году в Новгородской губернии.

Новокрестьянские поэты — особая группа, сложившаяся в 1913-1916 гг., в которую вошло новое поколение поэтов, объединен­ных осознанием своей сопричастности крестьянской России. В 1915 г. образовали литературную группу «Краса»;, вскоре ставшую общест­вом «Страда»;, куда входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др. Главная тема этих поэтов — крестьянская Россия.

Связь с народной культурой повлияла на их поэтический язык и метафорическую систему образов. Появление крестьянских поэтов вызвало большой интерес в литературной среде благодаря особой национальной самобытности выходцев из российской глубинки.

Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.

Из группы «новокрестьянских поэтов»; вышел крупнейший рус­ский национальный поэт XX в. С. Есенин, а наиболее характерным ее представителем стал Н. Клюев.




Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов