Верность идеалам справедливости и гуманизма в произведениях эпохи возрождения
Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетия. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких странствий, которые требовали от людей смелости и дерзаний. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, которое наибольшую ценность на Земле представляет человек. Гуманисты — писатели и художники — изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение
Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи — Возрождение.
Помню, еще к знакомству с «Дон-Кихотом» М. Сервантеса, ко мне случайно попала статья русского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, «Страницы испанской тетради», а в ней — стих, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:
Мигеля мать щедра была; С ним вместе двойню родила. Один такой худой, худой, Костлявый, с острой
Один в доспехах и в седле, Другой с котомкой на осле. Один бесстрашно рвется в бой, Дрожит от трусости другой.
Конечно ж, это — о героях романа М. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Панчес. Портреты и черты их характеров невозможно спутать ни с какими другими персонажами. Славный испанец наполнен духом эпохи Возрождения: «Друг, Санчо! Пусть будет тебе известно, что волей неба я родился в наши жестокие времена, лишь бы воскресить золотые»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет ввиду внимание рыцарское, по-настоящему достойное для человека.
Дон Кихот воплощает справедливость, человечность, настоящее рыцарство — но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытают насмешки. Жизни оказывается совсем не такой, которой она воображается Дон Кихоту, вот почему какие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательное это его стремление к исправлению мира!
Дон Кихот борется не за собственные интересы — он захвачен идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активен, мужественен и бескорыстен.
Санчо Панчес — так же, как и извне — полнейшая противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, довольно меркантильно. Сытая, вольготная жизнь — вот его идеал. Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панчес постепенно проникается стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура — это чуткость, человечность, желание служить добру:
Один витает в облаках, И пласт земной в его руках. Другой — тот ходит по земле И мыслит только о себе. Но им дана одна судьба Одна мечта, одна борьба.
За правду вечные борцы, Бессмертны эти близнецы.
Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая вступает в борьбу с феодальным миром. Его «Ромео и Джульєтта» — виднейший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга.
Их любовь — это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, которое бесконечно обогащает душу. Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность — самый человек, а не прозвище или какой-либо искусственно наклеенный ярлык. В самый раз в самом человеке — ее положительные качества и недостатки, все же другое, включая семейные пересказы и родственные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» — размышляет тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, неминуемых истин.- Разве так звать лицо и плечи, ноги, грудь и руки?».
Любовь Ромео и Джульетты — неудержимая, чистая и героическая — длится лишь несколько дней. Власть и сила не на стороне влюбленных, а на стороне старых форм жизни, где судьбу человека обуславливают не чувства, а деньги, залог, фальшивые понятия о чести семьи. Но, несмотря на то, что герои гибнут, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь. В героях произведений М. Сервантеса и В. Шекспира мы видим черты, присущие эпохе Возрождения.
Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие вражеского им мира.
В борьбе за утверждение идеала, жизнь принуждает их одолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, которые имеют гуманное мышление
Верность идеалам справедливости и гуманизма в произведениях эпохи возрождения