Виктор Гюго

Виктор Гюго родился в 1802 году в семье воина наполеоновской армии. Отец его в годы первой французской буржуазной революции был солдатом в рядах войск республики, потом дослужился до генеральского чина, воюя под знаменами Наполеона. Семья воина разделяла его военную жизнь, но эта жизнь становилась все тяжелее и опаснее.

Мать Гюго с тремя маленькими сыновьями поселилась в Париже. Дети начали учиться. В годы наполеоновских войн мальчики с матерью два раза приезжали к отцу.

Один раз — в Италию, второй раз — в 1811 году — в Испанию, которая

навсегда запомнилась Виктору Гюго своими старинными соборами, горячим небом, гробницами героев. Мать, под влиянием которой формировались взгляды Виктора Гюго, ненавидела узурпатора Франции Наполеона, который вел беспрерывные войны, мечтала не о республике, а о восстановлении монархии, которая, по ее мнению, должна была принести стране мир и покой.

Еще в детстве Виктор начал сочинять стихи и тогда по-своему старался откликнуться в них на события современности. Одно из ранних произведений — отзыв на битву при Ватерлоо, последнюю битву Наполеона. С годами литературное творчество превратилось у Гюго в страсть,

необходимость, дело всей жизни.

В 1819 — 1820 годах Виктор Гюго вместе с братьями редактировал журнал «Литературный консерватор». Он печатал в этом журнале свои оды, элегии, эпиграммы, сатиры и критические статьи под разными псевдонимами. Просуществовав год, журнал закрылся, и восемнадцатилетний литератор остался без работы.

Пришло трудное время в его жизни. Мать умерла; отец, который не одобрял решения сына стать писателем, отказал в материальной поддержке.

В 1822 году вышла в мир первая книга Гюго — «Оды и разные стихи». Она попала к королю Людовику XVIII, которому понравилась монархическая ода «На смерть герцога Беррийского», и он назначил молодому поэту небольшую пенсию. Под влиянием европейского романтизма Гюго создает свои ранние романы — «Ган Исландский» , «Бюг Жаргаль». В предисловии к собственной драме «Кромвель» Гюго излагает манифест демократически настроенных романтиков. Автор бросает широкий взгляд на историю человечества и старается установить связь литературы с развитием общества.

Гением литературы нового времени Гюго провозглашает Шекспира, ведущим жанром — драму, а главные эстетические принципы нового искусства усматривает в выявлении контрастных начал в жизни и душе человека. Отсюда противопоставление великого и низкого, прекрасного и безобразного в произведениях писателя. Особую роль в новом искусстве Гюго предоставляет гротеску — рельефному изображению смешного и грустного.

«Гротеск вносит в трагедию то смех, то ужас», — пишет художник. Гюго требует реформы литературного языка: «Язык не может останавливаться в развитии. Человеческий гений всегда движется вперед, а вместе с ним изменяется и язык.

Французский язык XIX столетия не может оставаться на уровне французского языка XVIII столетия. «Завещаниями нового искусства» называла предисловие к «Кромвелю» романтическая молодежь, которая окружала писателя. Как бы не изменялись взгляды и симпатии Гюго на протяжении его жизни, он никогда не предавал себя, оставаясь защитником бедняков и угнетенных. Он принадлежал к либеральному направлению романтизма, который получил в Франции широкое и могущественное развитие. Методом романтизма написаны такие произведения Гюго, как драмы «Марион Делорм», «Эрнаки», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз», романы «Собор Парижской богоматери», «Обездоленные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», «Девяносто третий год».

Роман «Собор Парижской богоматери» создавался в условиях подъема движения народных масс под влиянием революции 1830 года. Эпоха французского средневековья, к которой обратился Гюго в своем произведении, напоминала бушующими антифеодальными выступлениями простонародья современные ему события. В романе изображен Париж XV столетия.

Шумливой толпой проходят перед читателем представители разнообразных слоев общества — от нищих до короля Людовика. Правдиво описана французская столица и ее жители, площади и дворцы, трущоба и окраины. Тем не менее, Гюго, как романтик, выискивает в прошлому не столько реальные факты и реальных людей, сколько материал, который поражает воображение необычностью сюжетных ситуаций, оригинальностью характеров.

Главные герои романа — Эсмеральда, юная уличная танцовщица, и Квазимодо, несчастный, всеми пренебреженный урод, звонарь собора.

Архидьякон собора Клод Фролло воплощает в себе самые худшие человеческие недостатки. Он воспылал к Эсмеральде эгоистическим плотским чувством и совершает подлость: отдает в руки палачей ни в чем не повинную девушку. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению науки, — но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суеверием. Человек незаурядного ума, Фролло скоро ощутил бессилие этой премудрости, но религиозные предрассудки не разрешали ему выйти за ее границы. Он ощущал ужас «служителя алтаря» перед любым нововведением, особенно книгопечатаньем.

Клод Фролло фальшиво подавлял в себе человеческие желания, но не мог побороть соблазна, который вызвала у него девушка-цыганка. Он стал диким, жестоким, циничным в своей страсти к Эсмеральде. Рядом с образом Клода Фролло художественно правдиво воспроизведен образ капитана Феба де Шатопера, красавца-офицера, которого полюбила Эсмеральда.

Красивая внешность и мундир прикрывали пустоту, легкомысленность и внутреннее ничтожество этого молодого дворянина.

Показывая важные черты эпохи, В. Гюго вместе с тем не всегда придерживался достоверности в изображении прошлого. В центре романа — образ Эсмеральды. Она — воплощение душевной красоты и гуманности.

Это романтический образ, искусственно привнесенный автором в обстановку XV столетия. В. Гюго немного упрощенно воображал, что в мире постоянно идет борьба между добром и злом, и создавал свои положительные образы, не сознавая, как могли сформироваться эти положительные характеры в конкретных условиях жизни. Гюго-романтик с особой любовью подчеркивает все яркое, красивое, контрастное.

Он создает внезапные, волнительные ситуации. Романтический образ Квазимодо: необыкновенная его уродливость, особенно в контрасте с Эсмеральдой, но в безобразном теле оказывается чувствительное сердце; своими душевными качествами это простой, бедный человек, который контрастирует, противостоит и Фебу, и Клоду Фролло.

Народ в романе Гюго не только галдит и веселится во время карнавала, а и поднимает флаг восстания, протестуя против несправедливости и насилия.




Виктор Гюго