Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру
Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры западников и славянофилов, отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.
XIX век — время расцвета
Был закреплен принцип бессословности школьного обучения. Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная школа. Гимназии также открывались для детей всех сословий. Гимназии разделили на классические, где основное внимание уделялось гуманитарным предметам, и реальные, которые специализировались
Открывались женские гимназии. Университетский устав 1863 г. восстанавливал отнятую в 1835 г. автономию, разрешалось учреждать высшие женские курсы с университетской программой. В 80-90-е гг. XIX в., когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере образования было утрачено: новый университетский устав 1884 г. отобрал у университетов автономию, высшие женские курсы расформированы, программа классической гимназии пересмотрена в сторону резкого увеличения часов на изучение «мертвых» языков, печально знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях» запретил принимать в гимназию детей «подлых» сословий. И, тем не менее, система образования в России в пореформенные годы сделала значительный шаг вперед, резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты и высшие учебные заведения.
На подъеме находилась наука. Ее центрами, как и в предыдущие годы, были университеты и научные общества. Быстрый промышленный рост предопределил расцвет естественных и точных наук. Исследования И. М. Сеченова заложили основы учения о высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за открытия в области нейрофизиологии. Важные открытия в биологии были сделаны И. И. Мечниковым и К. А. Тимирязевым. В 1869 г. Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон физических элементов. Работы А. М. Бутлерова внесли важный вклад в теорию химического строения органических веществ.
П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, А. М. Ляпунов принесли славу русской математической школе. Физик А. Г. Столетов создал классические работы по электричеству, П. Н. Яблочков разработал конструкцию лампы накаливания. С именем А. Ф. Можайского связаны крупные открытия в области воздухоплавания.
К. Э. Циолковский заложил в эти годы основы ракетного движения. Огромное значение имели путешествия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др. Классикой русской исторической науки признаны работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова.
Вторая половина XIX в. — эпоха мирового признания русской классической литературы. Это время Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц истории русской живописи.
Многое восходит к знаменитому «бунту четырнадцати», когда группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским покинула Академию художеств, протестуя против академической рутины, ремесленничества, ухода от злободневных проблем. Это произошло в 1863 г., а с 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. «Передвижники» считали необходимым показывать свои работы всей России, не замыкаться в стенах столичных выставочных залов. Их картины посвящены России.
Прекрасны пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова. Сцены из народной жизни и люди из народа запечатлены на полотнах Г. Г. Мясоедова, В. М. Максимова, Н. А. Ярошенко. В. И. Суриков, Н. Н. Ге посвящали свои картины русской истории. Разносторонне творчество И. Е. Репина.
Прекрасны работы скульптора М. М. Антокольского. В архитектуре господствовал русско-византийский стиль с его стремлением «объять необъятное», «объединить несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неокласбицизмом. Внедрялись новые материалы — цемент, железобетон, металлические конструкции. Больших свершений не было, но исподволь вырабатывались принципы и образы нового архитектурного стиля — стиля модерн.
Замечательны достижения русского музыкального искусства. «Могучая кучка» объединила М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. И на этом блестящем фоне выделяется творчество П. И. Чайковского. Как и раньше, привлекали зрителей Малый театр, получивший в эти годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства.
Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру