Внутренний конфликт в лирике Лины Костенко

Внутренний конфликт произведения — это борьба лирической героини с собой, со своей страстью. В этой борьбе она мобилизирует все силы, всю способность делать сопротивление неугомонному любовному влеченью. Пока еще Она держится. Но Она — женщина. Она — слабая.

Он молчит, не слышит ее мольбы. От него нет помощи. И Она ломается, кажется на волю судьбы.

Момент излома четко зафиксирован : » еще пока могу но уже не могу».

Перед нами — психологическая драма, показанная на миниатюрной, как для драмы, текстовой площади в 12 строк.

«Это тихое сияние над моей судьбой…». А вот другая драма. А может и не драма, а просто история любви, кульминационные моменты:

Я очень тяжело Вами отболела. Это все было как бред, как сон. Любовь подкралась тихо, как Далила А ум спал, доверчивый Самсон. Теперь пора прощаться нам.

Будни. На белых окнах замерзли миражи. И как мы будем, как теперь мы будем? ! Такие уже родные, и такие чужие.

Это очень целостная история любви. В ней есть начало, развитие и завершение. Она закодирована в 8 — строчный текст. Воспринять поэзию — это «разбавить», декодировать спрессованную в нем художественную информацию.

Что

и попробуем сделать.

Сначала узнаем о силе любви. Она, лирическая героиня «тяжко отболела им.» Любовь принесла много боли и страдания. Эмоциональное напряжение было таким высоким, что в настоящий момент, когда она уже в известной мере угасла, все же осталась в памяти » как бред, как сон».

Психологически точно воспроизведено зарождение любви — она повилась не сразу, а постепенно и не контролировалась умом.

Любовь уже перешла свой апогей. Но она еще живет «тленно» . Она пригасает, даже исчезает в буднях. Однако ежесекундно способна вспыхнуть. То привычная форма его тления во времени.

Поэзия замечательно воспроизводит это состояние. Лирическая героиня готова к разлуке. В какой-то очень будничный момент ей кажется, что прощание состоится легко, без боли.

Однако это не так, потому что именно в момент прощания едва теплящееся, пригашенное буднями чувства опять вспыхнет с определенной силой, и тогда откроется боль потери, боль одинокого существования без любви, без Него.

И как мы будем, как теперь мы будем? Такие уже родные и такие чужие.

Обращает на себя внимание исключительная глубина фразы «И как мы будем, как теперь мы будем? В которой размытость интонации абсолютно гармонизована с размытостью содержания. Фраза » такие уже родные и такие чужие» поразительно точно и емко выражает чувственное состояние двух людей, которые переживают любовь в ее «тленной», погасающей стадии: они «уже родные», потому что любовь сроднила их, но в то же время, с угасанием чувства, они все более чувствуют в своих чувствах холод отчужденности.

И в самом деле — удивительная она мастер слова, Лина Костенко.!

Но если бы поэзия и завершилась этими двумя строками, то мы имели бы еще одну, блестяще сделанную лирическую миниатюру на банальную тему » любовь — прощание» Банальность эта мозолила бы, ей не возможно было бы скрыться даже за филигранным мастерством Лини Костенко. Третья строфа вносит в эту тему нетрадиционный мотив, который снимает ощущение банальности темы:

Эта сказка дней — она была недолгой. Этот светлый сон пошел без возврата. Это тихое сияние над моей судьбой! оно осталось на всю жизнь.

Поэтический рассказ об угасании чувства превратился в светлый гимн любви. Любовь, пусть даже такая, которая приносит боль, — это все равно «сказка дней»,» светлый сон» в жизни лирической героини. Она облагораживает существование человека в этом мире, стоя «тихим сиянием» над ее судьбой.

Если же тексты отдельных поэзий Лини Костенко нельзя развернуть в целостной истории, то они выделяются другим, не менее привлекательным качеством, а именно: навеивают определенное настроение, смысл, который легко входит в сознание, как, бывает, входит, и остается, и начинает звучать в тебе прекрасная музыкальная мелодия. Вот одна из таких лирических миниатюр, что наделена сильной суггестивной способностью:

Осенний день березами начавшись. Разбейте печаль свои деревья. Я думаю о тебе все мое время.

Но об этом не нужно говорить. Ты придешь снова. Мы будем на «вы». Неповторимое ли можно повторить?

В моих глазах свою грусть переплыви. Но об этом не нужно говорить. Пусть будет так, как я себе велю.

Свои будни сердца будем творить. Я Вас люблю, о как я Вас люблю! Но об этом не нужно говорить.

Миниатюра достаточно сложна за своей поэтической техникой. Элементы пейзажа навеивают «осенний » настроение, предоставляют произведению соответствующей эмоциональной тональности. Поэзия окутанная дымкой таинственностью, какой-то недосказанностью.

Все это притягивает к себе, очаровывает, возбуждает внимание и чувство. Прекрасной мелодией звучат такие откровенные, такие интонационно выразительные слова:» Я Вас люблю, о как я Вас люблю!»




Внутренний конфликт в лирике Лины Костенко