«Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»
1. Сходство и различие двух героев романа. 2. Ленский — романтический идеал поэта. 3. Онегин — светский человек. Онегин и Ленский — герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — две противоположные личности: Один — юный мечтатель, а другой — разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего?
Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу…взаимной разнотой они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом
И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете — одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной» Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя.
Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «… ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред».
Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта. Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров» О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне… У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку.
С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему.
Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты.
Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем.
Все влечет их к размышлениям: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И тайны гроба роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира: Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства, Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты. Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского.
Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него — это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу — милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении.
Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина.
Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла.
Для него дуэль — это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра.
Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что… над любовью робкой, нежной Так подшутил вечор небрежно. А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться».
А он должен был показать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести.
Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души — Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга — продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала.
Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека: В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганный халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Пил, ел, скучал, толстел, хирел… Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни.
А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности — от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.
«Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»