Воплощение идей Маяковского

Юноши мечтают о поклонницах и путешествиях, — Маяковский немало ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши грезят любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так любить. Но юноши еще верят, что и они могут внушать такую любовь.

А вот этого в жизни Владимира Владимировича, пожалуй, не было. Этим он был обделен в юношеском и зрелом возрасте. А какая боль и горечь неразделенной любви в строках поэта:

«Значит опять темно и понуро Сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру

несет перерезанную поездом лапу».

Не знаю почему, но у меня сложилось такое впечатление, что Маяковский был одиноким человеком. Его не всегда понимали мать и сестра. У него не было друзей, которым он мог бы открыть свою душу.

Наконец, его по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в том числе. На старости лет в минуту какой-то особой откровенности, Лили Юрьевна призналась поэту Андрею Вознесенскому: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кузне.

Он рвался, хотел к нам, царапался в дверьь и плагал.» «После такого признания, писал Вознесенский, — я полгода не мог приходить

к ней в дом. Она казалась мне монстром. Но Маяковский любил такую, с хлыстом.

Значит она святая…» 1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении «Юбилейное», которое было написано к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года.

Я теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист.

Сохранилась записка от Л. Брик к Маяковскому, в которой она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: «Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь.» В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, гдеостался до первх дней декабря. Помимо читсо литературных дел, цельпоездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехалв Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой. Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он. Встреча в Нице была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.

Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, приехавшей к своему дяде в Париж в 1925 году. Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написла своей матери в Пензу :»…пригласили специально в один дом, чтобы познакомить».

Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились дрвг в друга.

С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события. Эльза Триоле в своих воспоминаниях пишет: «В то время Маяковскому нужна была любовь.» А Р. О. Якобсон помнит слова поэта о том, что «только большая, хорошая любовь может еще спасти меня.» И теперь, впервые с 1915 года, он встретил женщину, которая была ему «ростом вровень». Из воспоминания художника В. И. Шухаева и его жены В. Ф. Шухаевой: «Маяковский сразу влюбился в Татьяну».

И, дальше: «…когда МАяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему.

Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом.» О том, что они внешне составляли хорошую пару говорили и другие. Глядя на них, люди в кайе благодарно улыбались, на улице — оборачивалиьс вслед им. «Маяковского восхищала ее память на стихи, ее «абсолютный»слух, и то, что она не парижанка, а русская, парижской чеканки… элегантная и воспитанная, способная постоять за себя!»

Наконец, пришло время рассказать еще об одной женщине в жизни Маяковского. И пусть она, в отличие от Л. Ю. Брик и Т. А. Яковлевой, не вдохновила Маяковского на лирические строки, но эта женщина была последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за минуту до рокового выстрела. С Вероникой Витольдовной Полонской Маяковского познакомил О. М. Брик.

Это произошло в мае 1929 года, после возвращения Маяковского из-за границы. Полонская, дочь известного актеа немого кино, молодая актриса МХАТа, жена артиста того же театра Михаила Яншина, была необыкновенно хороша собой. К тому времени она снялась в хроникальном фильме «Стеклянный глаз», где было несколько игровых эпизодов. Сценарий фильма написали В. Л. Жемчужный и Л. Ю. Брик.

Тогда-то, в конце 1928 года, во время съемок фильма, Полоская и познакомила-с с Бриками.

Резкое объяснение произошло 11 апреля 1930 года. Казалось — конец. однакоо 12 апреля Владимир Маяковский позвонил в театр, разыскал Полонскую, просил встретиться. Объяснение, начатое накануне вечером у Катаева, продолжилось в комнате на Лубянке утром 14 апреля. Маяковский требовал решить, наконец, все вопросы — и немедленно, грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда она напомнила, что опаздывает на репетицию, Владимир Владимирович еще больше занервничал.

Из воспоминаний В. В. Полонской: «… заходил по комнате. Почти бегал. Требовал что я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. он говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Больше того, он сам зайдет в театр и скажет, что я никогда не приду. …

Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и, поэтому, не могу поступить с ним так. И театр я никогда не смогу бросить…

Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, сказу все… и вечером перееду к нему совсем.» Но Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо.» Полонская ушла. Маяковский отказался ее проводить, только дал двадцать рублей на такси. Но едва она притворила дверь, как раздался вычтрел.

Какое-то время, она боялась войти в квартиру… Она застала его еще живым, он еще пытался поднять голову, но глаза уже были безжизненны. Человек, добровольно уходящий из жизни, уносит с собой тайну ухода.

Никакие объяснения, не в силах проникнуть в эту тайну. Что явилось истинной причиной самоубийства? На этот вопрос на может быть, на мой взгляд, однозначного ответа.

Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находившийзавершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков… Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими:

Последним будет твое имя, запекшиееся на выдранной ядром губе.»

«Лиля! Люби меня!» — это послднеяя строка в предсмертном письме. Это послдений крик.

Вдруг случится?? Вдруг ее сердце наконец-то откроется… Ведь ему так не хватало любви в жизни! В последние дни жизни Маяковский делала отчаянные усилия, чтобы создать семью. от Вероники Полонской он требовал развода с Яншиным, и в то же время хлопотал о том, чтобы получить квартиру на одной площадке с Бриками после их переезда из Гендрикова переулка. Без Лили для Маяковского невозможна никакая семейная жизнь.

И, вообще, без нее жить невозможно!




Воплощение идей Маяковского