Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в некоторых своих существенных чертах было близко к впечатлениям, какие вызвал он у Белинского, приехавшего в северную столицу через четыре года после выхода в свет «Невского проспекта» и «Портрета». Однако в пестром бурном течении петербургской жизни писатель увидел не только чинолюбие и чинопочитание, но и рождение, рост капиталистических начал. Он широко показал «меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург».
В лирических заметках, относящихся к 1834 году, Гоголь писал: «Таинственный, неизъяснимый 1834! Где означу я тебя великими трудами? Среди ли этой кучи набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучи мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, низкой бесцветности».
«Кипящую меркантильность» писатель отмечает в качестве характерной особенности петербургской жизни вместе с засильем чиновников, господством «безобразной кучи мод». Культ денег процветает в столице рядом с культом чипа; власть привилегированной знати сплетается с властью золота. Гоголь проницательно уловил новые тенденции, свойственные общественному развитию не только России, но и других стран Европы.
Сложный комплекс явлений, изображенный в петербургских повестях, раскрывается и разных своих очертаниях и гранях. Жизнь большого города предстает здесь в ее резкой дисгармоничности, неустроенности. Она полна контрастов и неурядиц.
Парадный Петербург, внешнее великолепие столицы не могут скрыть тяжелые, отрицательные стороны социального бытия различных слоев ее населения. Внимание писателя привлекают к себе глубокие социальные противоречия и конфликты столичной жизни.
Дайджест:
- Тема Петербурга в творчестве ГоголяВ сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, ... Читать далее...
- Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отобразившие действительное состояние страны того времени. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь смеется над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он ... Читать далее...
- Образ желтого Петербурга по роману Преступление и наказаниеКак Достоевский описывает Петербург в романе «Преступление и наказание»? Какое настроение он передает этим описанием? Действие происходит на маленьких улицах Петербурга. Этот город описывается как отвратительное место с грязной обстановкой, маленькими квартирами. Петербург в романе «Преступление и наказание» описан не с привычной стороны роскоши и шика, а как город, передающий страх и отвращение. Петербург в ... Читать далее...
- История написания комедии Гоголем «Ревизор»Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что в 1835 году, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе с Пащенко и Данилевским по дороге в Петербург разыгрывали «Ревизора». «Здесь была разыграна ... Читать далее...
- Образ Санкт Петербурга улицы описание по роману Преступление и наказаниеВ романе Достоевского Федора Михайловича «Преступление и наказание» очень большую роль играет описание Петербурга. Оно дает читателю полное представление о внешности города и о его многочисленных жителях. Однако Петербург у Достоевского представлен совсем не таким прекрасным и роскошным, как, например, у Пушкина в «Евгении Онегине». В романе Достоевского описывается душный, пыльный и мрачный город, повсюду ... Читать далее...
- Литературная критика Белинского, связанная с ГоголемПисал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись «Мертвых душ» Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 ... Читать далее...
- Гуманизм повестей Н. В. Гоголя. Тема маленького человека в произведении «Шинель»Гоголь мастерски умел описывать человеческие пороки и проблемы. Читая его произведения, мы сами понимаем, как глупо и смешно порой выглядим. Но Гоголь обладал также великой способностью жалеть человека. Он правдиво показывал, как живут люди и как порой убого и страшно это выглядит. Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему ... Читать далее...
- На тему: Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»Образ Петербурга Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге. Ему было всего девятнадцать, когда он приехал в большой город завоевывать сердца его обитателей. Как и любой провинциал, он ожидал от столицы настоящих чудес, но чуда не произошло. Он работал с утра до ночи, чтобы заработать себе на хлеб, был и художником, и ... Читать далее...
- В чем смысл упоминания Петербурга в комедии «Ревизор»?Скажу еще, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы… Н. В. Гоголь Петербург для героев «Ревизора», провинциальных жителей, не просто столица, но прекрасный город, где живут царь и важные чиновники, где кипит светская жизнь, где рождается мода, ... Читать далее...
- Повести Н. В. Гоголя в цикле в «Миргород»Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник «Миргород» во многом является продолжением первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков и мелкопоместного дворянства. В ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX вОбраз Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина сложен и неоднозначен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, ... Читать далее...
- Освещение Гоголем темы «чин и человек»В освещении темы «чин и человек» Гоголь продолжал и развивал те идеи, которые были воплощены в творчестве писателей предшествующего периода. Грибоедов в «Горе от ума» раскрыл столкновение передового человека эпохи с закостеневшими формами жизни, с представлениями, нормами поведения привилегированной среды. Идеал Фамусова — екатерининский вельможа Максим Петрович, который ловко умел добиваться наград и чинов. Друг ... Читать далее...
- Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»Молодым парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевского творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых ... Читать далее...
- Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»В изображении Гоголя Запорожская Сечь, в свою очередь, не отделена от всего украинского народа. Запорожские казаки живут мыслями и желаниями всего народа. Они выступают зачинателями освободительной борьбы, В своих свободолюбивых стремлениях, в своем желании служить родной стране герои эпопеи выражают черты и качества народного характера. Преданность родине, горячие патриотические чувства формируют тот высокий строй души, ... Читать далее...
- Своеобразие «украинских» повестей ГоголяТворчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской литературы. Вместе с тем, создавая свои первые сборники, он обратился к глубинным истокам украинской культуры — фольклору, образцам старинной и новой ... Читать далее...
- Проблема смысла человеческой жизни в сборнике повестей Н. В. Гоголя «Миргород»1. Общественно-политическая ситуация в стране. 2. Однообразная жизнь старосветских помещиков. 3. Героизм и самоотверженность казаков. 4. Искушенность Хомы. 5. Жалкое существование чиновников. В первой половине XIX столетия для представителей творческой интеллигенции наступили тяжелые времена. Декабристское восстание было жестоко подавлено. Самые лучшие молодые силы отправлены в ссылку. В общественном сознании укоренился непреодолимый страх перед вольнодумством. А. ... Читать далее...
- Краткая история Санкт-Петербурга в датах. История Санкт-ПетербургаПо мнению многих, Санкт-Петербург начался с Невы и на это есть причины. На самом деле, Нева стала идеальным местом для строительства оборонительной цитадели, которую возвел Петр I в ходе Северной войны. Официальной датой основания города считается 1703 год, хотя окрестности современного Санкт-Петербурга были заселены еще с доисторических времен. Сначала это были палеоевропейские племена, затем индоевропейские. ... Читать далее...
- Место Петербурга у ДостоевскогоДля Достоевского Петербург с самого начала был и навсегда остался «самым Фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным И умышленным городом на всем земном шаре». Об этом сказано в «Зимних Заметках о летних впечатлениях» и в «Записках из подполья» . Как это было у Гоголя, фантастика и «умышленность» Петербурга, так остро Почувствованные Достоевским, существовали ... Читать далее...
- Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портретаНамек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, «Портрет» Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой ... Читать далее...
- Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Путешествие из Петербурга в Москву Радищев АХудожественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи Для многих поколений русских читателей имя Радищева окружено ореолом мученичества: за написание «Путешествия из Петербурга в Москву» автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами ссылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, ... Читать далее...
- Образ мрачного Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»1. Петербург в произведениях русских писателей. 2.Изображение Петербурга и его влияние на героев. 3. Художественные приемы изображения города. 4. Мое мнение об образе Петербурга. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид Невы державное теченье, Береговой ее гранит. А. С. Пушкин Отвращение ее от нас, как от чего-то противного, отчасти даже некоторый суеверный страх ... Читать далее...
- Описание Петербурга в произведениях ДостоевскогоНесколько слов об «идеологии» пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог — переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это говорит сам Раскольников. Возможно, это их и единит. В образе Сони важно то, что в ... Читать далее...
- Сочетание трагедии и комизма, реальности и фантастики в сборнике повестей «Миргород» Н. В. Гоголя1. Отголоски древних легенд и сказок в «Вие». 2. Историческое прошлое Украины в «Тарасе Бульбе». 3. Современная автору реальность в повестях. 4. Особенности композиции сборника «Миргород». Сборник повестей «Миргород» Н. В. Гоголя имеет подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»». Действительно, легко заметить общие черты этих двух сборников: в обоих события развиваются на ... Читать далее...
- Тема Петербурга в творчестве А. А. АхматовойПетербург занимает особое место в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Себя она всегда называла петербурженкой, и есть какое-то таинственное соответствие между ее поэзией и духом Петербурга. Детство и юность ее прошли в Царском Селе, где витает дух Пушкина, где природа и архитектура сказочно прекрасны и загадочны, это город, о котором она писала: «О, пленительный город загадок, ... Читать далее...
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя?«Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий — суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…» И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта — ... Читать далее...
- Образ Петербурга по роману Преступление и наказаниеЯ бы хотел рассказать вам о том, как Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» описал город Санкт-Петербург. Федор Михайлович родился в 1821. Величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западно-европейской литературы. Он написал множество великих произведений, которые прославили его на весь мир, такие произведения как: «Идиот», «Браться Карамазовы», «Преступление и ... Читать далее...
- Мое понимание повестей Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество»Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. Он написал про них много произведений. Самым известным из них является трилогия «Детство. Отрочество. Юность», в которой Толстой описывает взросление дворянского мальчика. Мне больше понравилось произведение «Детство». Главный герой — Николенька Иртеньев. Он из богатой семьи. Коленька Иртеньев — это сам Лев Толстой в ... Читать далее...
- Описания событий в цикле рассказов Бабеля «Конармия»«Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и ... Читать далее...
- Изображение характера героя соотносится в цикле «маленькая трилогия» ЧеховаВ рассказе «Человек в футляре» А. П. Чехова показана судьба учителя греческого языка гражданина Беликова. Вначале этого произведения приводится внешний блок приемов изображения характера персонажа. Наиболее частыми и простыми способами в раскрытии литературного характера в рассказе «Человек в футляре» А. П. Чехова являются портретная характеристика и описание интерьера, которые представлены в рассказе. А. П. Чехов ... Читать далее...
- Мое восприятие стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов душой болел за русский народ. Многие свои произведения он посвящал русским женщинам: «Орина, мать солдатская», «Тройка», «Крестьянка» и др. Все его стихотворения полны дум о судьбе и тяжелой доле простых крестьянок, он видит, как их притесняют и угнетают собственные мужья, а потом еще и баре. Такова была жизнь в ... Читать далее...
Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в цикле повестей «Арабески»