Вот злонравия достойные плоды
Текст по комедии Д. И. Фонвизина» «Недоросль»
«Вот злонравия достойные плоды».
Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д. И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с соблюдением всех требований данного направления.
Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трех единств.
Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Простаковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам,
Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие ее домашние, члены ее семьи, ненавидят ее; а слуги, находясь в полной от нее зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи.
Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведет за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло
Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у нее «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдет. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых.
Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов.
«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.
Простакова обожает своего ленивого и недалекого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только ее сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.
Простакова безнадежно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».
Он груб, черств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нем поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за ее злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он.
Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!»
Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»
Произведение «Недоросль», созданное Д. И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления.
Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России.
Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещенного, который «служил России, ее интересам, своему народу».
Вот злонравия достойные плоды