Вот злонравия достойные плоды

Текст по комедии Д. И. Фонвизина» «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды».

Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д. И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с со­блюдением всех требований данного направления.

Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трех единств.

Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Проста­ковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам,

«людям». Про ее жестокость и злонра­вие становится известно в «правительстве», то есть в офици­альных кругах.

Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие ее домашние, члены ее семьи, ненавидят ее; а слуги, находясь в полной от нее зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и само­дурства госпожи.

Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведет за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло

крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависи­мых от них крепостных.

Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнака­занности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у нее «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдет. Когда не состоя­лось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За лю­дей приниматься!», имея в виду своих дворовых.

Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворе­нию своих корыстных интересов.

«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.

Простакова обожает своего ленивого и недалекого Митро­фанушку и знать не хочет о том, что он не только ее сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.

Простакова безнадежно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».

Он груб, черств душою и проявляет при этом неблагодар­ность к матери, которая ищет в нем поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спро­сить с Простаковой за ее злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да от­вяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он.

Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих лю­дей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равно­душно: «По мне, куда велят!»

Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»

Произведение «Недоросль», созданное Д. И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления.

Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в со­циальном устройстве России.

Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отече­ства — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещен­ного, который «служил России, ее интересам, своему народу».




Вот злонравия достойные плоды