Вовенарг Люк де Клапье

Вовенарг Люк де Клапье Вовенарг Люк де Клапье — французский философ-моралист, развивающий традиции аналитической прозы Паскаля, Ла-рошфуко, Лабрюйера и др. Вовенарг родился в Эксе в Провансе, в старинной дворянской семье. Получив неполное образование в коллеже Экса, посвятил себя военному поприщу. В 1734 г., в ходе войны за польское наследство, участвовал в итальянской кампании в звании младшего лейтенанта Королевского пехотного полка.

С 1736 по 1740 гг. прозябал на рутинной гарнизонной службе в провинциальных городах восточной Франции. В

1741 г. в начале войны за австрийское наследство его полк был направлен в Чехию и участвовал в захвате Праги. Выходя из окружения в суровых зимних условиях, Вовенарг обморозил ноги и в 1743 г. вынужден был подать в отставку в звании капитана. Попытки стать дипломатом окончились неудачей: оспа обезобразила его лицо и почти лишила зрения. С 1745 г. Вовенарг ведет уединенный образ жизни, избирательно изучая философию и эстетику и встречаясь с узким кругом друзей-единомышленников: д’Аржанталем, Мирабо, Мармонтелем и Вольтером, который проникся к своему ревностному ученику не только искренней симпатией, но и неподдельным уважением.

Привычка

ежедневно заносить на бумагу свободные, не скованные жанровыми ограничениями размышления о природе человеческого разума, науке и литературе вызвала к жизни небольшой эпистемологический трактат под названием «Введение в познание человеческого разума» , за которым последовали «Фрагменты», «Критические размышления о некоторых писателях, исправленные и значительно дополненные», «Размышления и максимы» и др. Небольшое по объему наследие Вовенарга представляет собой живой отклик вдумчивого и талантливого самоучки на самые принципиальные вопросы века Просвещения. Так, центральная для XVIII века проблема соотношения эмпирической и спекулятивной философии решается Вовенаргом в направлении сенсуализма. В споре о прогрессе Вовенарг, комментируя знаменитую «Басню о пчелах» Бернарда Мандевиля, признает созидательную роль эгоистической частной инициативы, однако указывает и на благотворное воздействие охранительных законов, основоположений разума и добродетели. Утилитаризм подчиняется у Вовенарга требованиям не выгоды, а морали.

В посмертно опубликованных «Диалогах мертвых» Вовенарг сталкивает в споре североамериканского индейца с португальцем, вкладывая в уста дикаря гурона предвосхищающие руссоизм мысли о развращающем влиянии искусств на естественную нравственность. Приняв участие в дискуссии о романе 1730-х годов, Вовенарг не поддерживает призывов наложить на него запрет, но ждет от нового неканонического жанра такого вымысла, в котором в иносказательной форме перед читателем возникал бы «образ живой и страстной истины». Обращаясь к спору «о древних и новых», Вовенарг видит уязвимость «новых», проводящих в лице Б. де Фонтенеля прямую аналогию между техническим прогрессом и совершенствованием художественных форм. Сопоставляя творчество Корнеля и Расина, Вовенарг критикует Корнеля за барочные преувеличения и превозносит безупречный вкус Расина, составивший славу французского классического театра.

Непреходящее достоинство Вовенарга-моралиста состоит в том, что, в отличие от своих предшественников, он учил выводить суждения о человеке не на основании какой-либо одной, хотя бы и доминирующей, черты его характера, а из совокупности присущих ему свойств.




Вовенарг Люк де Клапье