Возникновение жанрово-стилевого течения

Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, кото­рых не было прежде. Так, например, расширение этиче­ского диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпиче­ского содержания во все поэтические роды и, как след­ствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом.

Не случайно именно на 30-е годы приходится расцвет эпического искусства, философ­ского романа и драмы.

Утверждение нового

— процесс сложный и противо­речивый. Были свои трудности и в эпоху 30-х годов. Бурное развитие очеркового и документального искус­ства вызвало сочетание жанровых форм в прозе, поэзии, драме. Далеко не все попытки были удачными, но сам поиск раздвигал гра­ницы творческих возможностей.

Отрыву буржуазно-модернистского искусства от жизни, его курсу на деэстетизацию и дегуманизацию противостояли крепну­щие связи литературы социалистического реализма с жизнью народа.

Советское искусство, интенсивно формирующее соб­ственную традицию, начинает оказывать все возраста­ющее воздействие на эстетическую мысль

XX в. Это, прежде всего произведения широкого эпического мас­штаба: романы М. Горького, М. Шолохова, А. Толсто­го. Если в 20-е годы ознакомление с искусством нового мира начиналось с поэзии, то теперь и проза все более прочно завоевывает авторитет и признание на всех континентах земного шара. Господство прозы, прежде всего крупных прозаических жанров, отчетливо наме­тившееся уже со второй половины 20-х годов, — фак­тор, определивший стержневое направление в эстетиче­ском освоении эпохи.

Как известно, тема дворянства в русской литературе отразила несколько основных этапов. Пушкин и Лер­монтов воссоздали образы «лишних людей», воплотив­ших противоречивый процесс эволюции представителей господствующего класса. У Гоголя уже показано начало оскудения поместного дворянства.

У Тургенева поэзия цветущих садов, акварельная дымка золотой осени усиливают грусть писателя об угасании «дворянских гнезд». Салтыков-Щедрин и Чехов с неумолимостью и точностью социальных диагностов показывают распад, разложение дворянства — физическое и нрав­ственное.

А. Толстой в цикле «Под старыми липами», в рома­нах «Чудаки» и «Хромой барин» фиксирует конечную стадию разложения помещичьего быта и нравственного опустошения последнего поколения российского дворя­нина. Если И. Бунин воспринял уход с исторической арены дворянства трагически, то А. Толстой воссозда­ет с большой сатирической силой вереницу самодуров, насильников, пьяниц и тунеядцев.




Возникновение жанрово-стилевого течения