Возвращение Распутина В. Г. к литературной деятельности

С середины 1990-х годов ВТ. Распутин вновь активно занялся литературным творчеством. Он написал цикл рассказов, среди которых выделяются «В ту же землю…» , «Поминный день» , «Отчие пределы» .

Главной героиней рассказа «В ту же землю…» стала шестидесятилетняя женщина Пашута, смолоду отторгнутая от «общинных законов». И дочь — никакая, и жена — брошенная, и мать — приемная, и бабушка — не бабушка — таков итог Пашутиной жизни. И не только ее. Обманутые ожиданием грандиозных общественных перемен, жители города,

некогда строившие его в молодом, «коммунистическом» задоре, уже давно не нужны ни друг другу, ни власть предержащим, ни тем более пришлым людям. Публицистическая направленность рассказа не мешает Распутину в создании обобщенного художественного образа «разобщенного» человека.

Единственной заботой Пашуты, в жизненных коллизиях не утратившей чувства совести, становится теперь «не потерять» в городе, уничтожающем добро, внучку Таньку, душа которой «в лесу сохранилась». «В лесу сохранилась» — то есть природа Таньки еще не искажена, не нарушено равновесие между добром и злом, а значит,

есть надежда на ее приобщение к роду человеческому, противостоящему в ценностной системе координат Распутина «архаровцам» безродным.

«В сущности, — считает литературовед Г. Белая, — позитивный герой Распутина — это скорее определенный национальный тип, чем характер, это — воплощение идеальных норм народа, глашатай идей должного, оправдание человека. Его стержнем является совесть — совесть в том ее исконно традиционном звучании, которое объединяет человека с человечеством». И дело, конечно, не в том, чтобы возвратиться к общине, как форме социального существования. Необходимо осознание «своего единства, своего родства, со всеми людьми, дальними и близкими, умершими и даже еще не родившимися, осознание своей ответственности перед ними», своей «неразрывной связи со всем единым родом человеческим», — пишет Ю. Карякин.

Таким образом, не к обществу в целом с предложением очередного социального проекта обращается Распутин. Писатель каждому из нас показывает своего «человека поучительной судьбы», надеясь на то, что наша душа на это поучение откликнется. Без внутреннего преображения каждого, очевидно, невозможна социальная гармония.

На страницах журнала «Наш современник» в 1997 году был опубликован рассказ В. Распутина «Нежданно-негаданно», который предваряла статья писателя «Мой манифест». В статье, давая отповедь «молодым и не в меру честолюбивым писателям», предрекающим «смерть русской литературы» и «чудесное рождение на ее обломках новой, идущей в ногу со временем и цивилизацией», Распутин высказал свой взгляд на особенности русской литературы и ее роль в общественном сознании: «Литература всегда была у нас больше, чем искусство, и являлась тем, что не измышляется, а снимается в неприкосновенности посвященными с лица народной судьбы. Русская литература с XIX века особенно расцвела и украсилась художественно и чувственно, отыскала для выговаривания невыговариваемого слова тончайшей выразительности, но осталась продолжением древнего отечественного летописания под первенством народописания».

В 2003 году в иркутском журнале «Сибирь» и в московском «Нашем современнике» была опубликована повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». В том же году эта повесть была признана одним из лучших произведений иностранных авторов на конкурсе в Китае, а в России была выдвинута на премию «Национальный бестселлер».

Творческая и общественная деятельность В. Г. Распутина не остается без общественного внимания и после перестройки. В 1995 году писателю было присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска», в 1997 году присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, дважды писатель награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» .

В 2007 году в Иркутске вышло собрание сочинений писателя в четырех томах тиражом 3500 экземпляров, третья часть которого бесплатно была распределена по библиотекам Иркутской области.

Валентин Григорьевич Распутин называет себя «перелетной птицей»: зимой писатель живет в Москве, а на лето перебирается в Иркутск, где содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск». В московских журналах публикуются очерки и статьи, пронизанные тревогой писателя за судьбу современной России.




Возвращение Распутина В. Г. к литературной деятельности