Второстепенные действующие лица романа «Евгений Онегин»

Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны им не с такой подробностью. Населив свой роман множеством самых разнообразных людей, Пушкин в основном показывает нам представителей господствующего класса — дворян, помещиков. В первых главах изображена жизнь деревенских, провинциальных помещиков, в седьмой главе Пушкин рисует картину московского барства, в восьмой петербургского высшего света.

Следовавшие за Пушкиным великие писатели-реалисты расширили круг лиц, данный в произведениях Пушкина: с Гоголя началось реалистически

верное, типическое изображение чиновников, царской бюрократии; Островский живо показал впервые образы купцов, московской буржуазии… В «Евгении Онегине» нет также изображения народа, крепостных крестьян.

В роман введена только старушка, «дворовая» прислуга, няня Филипьевна и рассказана ее горькая судьба: замужество против воли в возрасте тринадцати лет, страх и одиночество в чужой семье…

Но В основном, как сказано, Пушкин изображает именно господ, а не слуг и не крестьян. Таков замысел его романа: дать широкую, полную и верную картину дворянского, помещичьего общества его времени. В «Евгении

Онегине» рассыпано множество картин русской природы, Русских городов.

В первой и последней главах мы читаем чудесные, хотя и очень сжатые, лаконичные описания Петербурга, в седьмой главе читатель вместе с Татьяной подъезжает к Москве, видит издали «церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг» старой столицы Русского государства, проезжает мимо Петровского замка, богатого воспоминаниями о войне 1812 года, мчится по Тверской…

В XXXVIII строфе седьмой главы живо воспроизведены быстро мелькающие перед путешественником образы:

Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

В «Отрывках из путешествия Онегина» описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в «Евгении Онегине» занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины.

Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно.

До Пушкина поэты, изображая природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, бурного моря и т. п. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:

В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал…

Своими Изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей. Он воочию показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную по сравнению с пышным Югом, но прекрасную в своей простоте Природу…




Второстепенные действующие лица романа «Евгений Онегин»