Выразительные средства в «Патетической сонате» Николая Кулиша

«Патетическая соната» во многом идейно следует из «Народного Малахия»: Илья, поэт, который называет себя «Я» — это продолжение самого Малахия. «Проект немедленной реформы человека» превращается в поэтическую программу, чтобы «над миром развивался флаг» вечной любви. «Основные идеи» Народного Малахия «прослеживаются и в «Патетической сонате». Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится «Патетическая соната» Бетховена, которая, собственно, и структурирует произведение. Содержание, кажется,

продиктовано настроением частей.

Для литературного произведения заимствовано название «Патетической сонаты».

Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в исполнении Марины произведение Бетховена, однако ассоциации у них совершенно разные. «Я» представляет любимую девушку, страсть, нежную и романтическую, ее отец — безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с российским и польским гербами.

Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина выбирает не поэта-идеалиста,

а человека действия — Андре, ибо «поэзия не может стрелять из ружья» или «завоевать хоть километр территории», а «мечта не может заключать компромиссных соглашений с врагом». В этом случае почти сразу же и однозначно отдано предпочтение общественному. «Я» долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, в конце концов, тоже склоняется к общественным интересам.

Изучая «Патетическую сонату» Кулиша, достаточно легко провести параллели с «Я » Николая Волнового, где события происходят примерно в то же время и конфликт тот же: общественное — личное. «Я» казнит свою мать.

В «Патетической сонате» Н. Кулиш прибегает к приему неразрывного сочетания музыки с литературой. Надо сказать, что в то время синтез искусств был достаточно популярным среди украинских художников, стремившихся создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени. Здесь следует вспомнить «кларнетизм» и бодлеровскую полифоничность у П. Тычины.

Мажорный или лирический тон часто меняется на трагический и глубоко отчаянный.




Выразительные средства в «Патетической сонате» Николая Кулиша