Выразительные средства в «Патетичной сонате» Николая Кулиша

«Патетичная соната» большой мерой идейно вытекает из «Народного Малахия»: Илья, поэт, который называет себя «Я» — будто продолжение самого Малахия. «Проект немедленной реформы человека» превращается в поэтическую программу, чтобы «над миром замаял флаг «вечной любви». Основные идеи «Народного Малахия» прослеживаются и в «Патетичной сонате». Поэт напоминает почтальона.

Ведущей темой становится «Патетичная соната» Бетховена, которая, собственно, и является структурой произведение. Содержание,

кажется, продиктовано расположением духа частей. Для литературного произведения заимствовано само название «Патетичной сонаты».

Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в выполнении Марины произведение Бетховена, тем не менее ассоциации у них совсем разные. «Я» воображает любимую девушку, страстную нежную и романтическую, ее отец — безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с русским и польским гербами.

Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина избирает не поэта-идеалиста,

а человека действия — Андре, так как «поэзия не может стрелять из ружья» или «завоевать хоть километр территории», а «мечта не может укладывать компромиссных соглашений с врагом». В этом случае почти сразу же и однозначно предоставлено преимущество общественному. «Я» долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, наконец тоже склоняется к общественным интересам.

Изучая «Патетичную сонату» Кулиша, довольно легко провести параллели с «Я » Николая Волнового, где события происходят приблизительно в то самое время и конфликт тот самый: общественное — личное. «Я» казнит свою мать. В «Патетичной сонате» Кулиш прибегает к приему неразрывного объединения музыки с литературой. Надо сказать, что к тому времени синтез искусств был довольно популярным среди украинских художников, которые стремились создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям времени.

Здесь следует вспомнить «поезомалярство М. Семенка», «кларнетизм» и бодлеровскую полифоничность П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто изменяется на трагический и глубоко отчаянный.




Выразительные средства в «Патетичной сонате» Николая Кулиша