Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность
Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
Лучшее — враг хорошего.
Афоризм.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Проверка домашней задачи
Работа над кроссвордами, составленными учениками дома.
Пример кроссворда
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Жанр произведения «Мещанин-Шляхтич». .
2. Обедневший дворянин, который занимает деньги у главного
3. Имя дочери главного героя. .
4. Имя служанки. .
5. Имя слуги. .
6. Имя маркизы, за которой ухаживали два героя произведения. . Ключевое слово для проверки. Имя автора произведения «Мещанин — шляхтич». .
Вопрос к классу:
Если бы я вас попросила символически изобразить образ главного героя пьесы, господина Журдена, какие цвета вы бы использовали? Почему? .
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Для отображения сущности главного героя вы бы использовали насыщенные, яркие цвета. Наверное, из-за того, что он является действительно колоритной личностью, которая надолго
Сегодня мы попробуем дать ответ на этот вопрос.
III. РАбота над темой урока.
1. Общая характеристика образа господина Журдена.
Беседа.
.
Кто господин Журден по происхождению? .
Каких учителей нанимает господин Журден? .
Зачем ему это нужно? .
Какая черта характера господина Журдена является доминирующей? .
Какие средства использует Журден, чтобы стать дворянином? .
Чем еще, кроме обучения, господин Журден старается подражать дворянам? .
Какие черты характера господина Журдена вы бы отметили? .
Методический комментарий.
Процесс усвоения содержания художественного произведения проходит такие три стадии:
1) непосредственное восприятие во время чтения текста и воспроизведение образов, описаний, событий и т. п.;
2) осмысление идейного содержания прочитанного, что усиливает эмоциональность восприятия;
3) результат идейно-художественного влияния литературного произведения на характер читателя. В процессе анализа содержания и образа персонажа определяются три типа умений: наглядное воспроизведение внешности литературного героя по портретным деталям, представленным в тексте; различение существенных и несущественных черт характера персонажа и средства их выражения в художественном контексте; умение устанавливать связь между образом литературного героя, конкретными людьми и отдельными фактами общественной жизни, выяснять типичное в характере персонажа.
2. Ролевая игра «Перевоплощение».
Представление точки зрения Журдена и восприятие героя другими действующими лицами.
Методический комментарий.
Ученикам, которые получили опережающую задачу, предлагается сыграть роли господина Журдена, графа Доранта, госпожа Журден. Они поочередно выступают перед классом и сообщают все, что им известно о персонаж, отстаивая «свои» точки зрения и объясняя их. Одноклассники и учитель могут задавать им вопрос, отвечая на которые, ученики отстаивают позиции «своих» героев.
Инструкция для учеников-актеров.
Указать имя, особенности внешности, социальное положение, определенные черты характера, эмоциональное состояние литературного образа; указать отношение автора к персонажу. Отметить авторские средства изображения художественного образа, важное в характере героя; определить место героя в литературном произведении; проявить типичные качества в большем или меньшем круге людей ; увидеть в образе-персонаже человека определенного времени и социального положения; оценить характер героя с точки зрения автора, с точки зрения современности; объяснить мотивы его поведения и поступков.
3. Обобщающая беседа.
— Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа был выбран афоризм «Лучшее — враг хорошего»? .
IV. Рефлексия.
«Микрофон».
Продолжите предложение: «Я бы посоветовал господину Журдену…».
V. ДОмашняя задача.
Повторить значение терминов «сатира», «сатирический рассказ», «юмор», «ирония», «антитеза»; заполнить таблицу Элвермана.
Таблица Элвермана
Так | Проблема | Ни |
Господина Журдена можно | ||
Понять и поддержать | ||
В его стремлении стать | ||
Дворянином |
Методический комментарий.
«Таблица Элвермана». Стратегия направлена на формирование у учеников умения осуществлять всесторонний анализ предложенной проблемы, организацию дискуссии и формирование четкой позиции относительно обсуждаемых проблем, используя подобранные аргументы. Содержание проблемы формулируется таким образом, чтобы ответить как положительно, так и отрицательно.
Количество аргументов и контраргументов должно быть одинаковым.
Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность