Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

Лучшее — враг хорошего.

Афоризм.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Проверка домашней задачи

Работа над кроссвордами, составленными учениками дома.

Пример кроссворда

1

2

3

4

5

6

1. Жанр произведения «Мещанин-Шляхтич». .

2. Обедневший дворянин, который занимает деньги у главного

героя произведения. .

3. Имя дочери главного героя. .

4. Имя служанки. .

5. Имя слуги. .

6. Имя маркизы, за которой ухаживали два героя произведения. . Ключевое слово для проверки. Имя автора произведения «Мещанин — шляхтич». .

Вопрос к классу:

Если бы я вас попросила символически изобразить образ главного героя пьесы, господина Журдена, какие цвета вы бы использовали? Почему? .

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Для отображения сущности главного героя вы бы использовали насыщенные, яркие цвета. Наверное, из-за того, что он является действительно колоритной личностью, которая надолго

запоминается и поражает. Что же в этом образе есть такого, что в течение столетий он остается актуальным и интересным?

Сегодня мы попробуем дать ответ на этот вопрос.

III. РАбота над темой урока.

1. Общая характеристика образа господина Журдена.

Беседа.

.

Кто господин Журден по происхождению? .

Каких учителей нанимает господин Журден? .

Зачем ему это нужно? .

Какая черта характера господина Журдена является доминирующей? .

Какие средства использует Журден, чтобы стать дворянином? .

Чем еще, кроме обучения, господин Журден старается подражать дворянам? .

Какие черты характера господина Журдена вы бы отметили? .

Методический комментарий.

Процесс усвоения содержания художественного произведения проходит такие три стадии:

1) непосредственное восприятие во время чтения текста и воспроизведение образов, описаний, событий и т. п.;

2) осмысление идейного содержания прочитанного, что усиливает эмоциональность восприятия;

3) результат идейно-художественного влияния литературного произведения на характер читателя. В процессе анализа содержания и образа персонажа определяются три типа умений: наглядное воспроизведение внешности литературного героя по портретным деталям, представленным в тексте; различение существенных и несущественных черт характера персонажа и средства их выражения в художественном контексте; умение устанавливать связь между образом литературного героя, конкретными людьми и отдельными фактами общественной жизни, выяснять типичное в характере персонажа.

2. Ролевая игра «Перевоплощение».

Представление точки зрения Журдена и восприятие героя другими действующими лицами.

Методический комментарий.

Ученикам, которые получили опережающую задачу, предлагается сыграть роли господина Журдена, графа Доранта, госпожа Журден. Они поочередно выступают перед классом и сообщают все, что им известно о персонаж, отстаивая «свои» точки зрения и объясняя их. Одноклассники и учитель могут задавать им вопрос, отвечая на которые, ученики отстаивают позиции «своих» героев.

Инструкция для учеников-актеров.

Указать имя, особенности внешности, социальное положение, определенные черты характера, эмоциональное состояние литературного образа; указать отношение автора к персонажу. Отметить авторские средства изображения художественного образа, важное в характере героя; определить место героя в литературном произведении; проявить типичные качества в большем или меньшем круге людей ; увидеть в образе-персонаже человека определенного времени и социального положения; оценить характер героя с точки зрения автора, с точки зрения современности; объяснить мотивы его поведения и поступков.

3. Обобщающая беседа.

— Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа был выбран афоризм «Лучшее — враг хорошего»? .

IV. Рефлексия.

«Микрофон».

Продолжите предложение: «Я бы посоветовал господину Журдену…».

V. ДОмашняя задача.

Повторить значение терминов «сатира», «сатирический рассказ», «юмор», «ирония», «антитеза»; заполнить таблицу Элвермана.

Таблица Элвермана

Так

Проблема

Ни

Господина Журдена можно

Понять и поддержать

В его стремлении стать

Дворянином

Методический комментарий.

«Таблица Элвермана». Стратегия направлена на формирование у учеников умения осуществлять всесторонний анализ предложенной проблемы, организацию дискуссии и формирование четкой позиции относительно обсуждаемых проблем, используя подобранные аргументы. Содержание проблемы формулируется таким образом, чтобы ответить как положительно, так и отрицательно.

Количество аргументов и контраргументов должно быть одинаковым.




Высмеивание неосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность