Высокое душевное благородство Татьяны в романе «Евгений Онегин»

Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически восклицает: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, именно отдана, а не отдалась!» В данном случае Белинский неправ.

Он слишком буквально понимает неточное выражение Татьяны: «отдана». Ведь мы знаем из романа, что Татьяна вовсе не была кем-то отдана замуж, принуждена

к замужеству,- мы знаем, что она сама решила свою судьбу. Мать никогда не посягала На ее волю в этом вопросе.

Она давно уже мечтала увидеть Татьяну замужем, были и подходящие женихи, но Татьяна не хотела выходить, и мать примирялась с этим. Еще в седьмой главе она говорит на эту тему с соседом:

«Буянов сватался: отказ. Ивану Петушкову — тоже. Гусар Пыхтин гостил у нас; Уж как он Танею прельщался, Как мелким бесом рассыпался!

Я думала: пойдет авось; Куда! и снова дело врозь». За генерала Татьяна вышла тоже вовсе не по чьему-либо принуждению: «Меня с слезами заклинаний Молила мать…» И только потому,

что для нее «Все были жребии равны…» —

Она согласилась на этот брак. Именно не «отдана» была кем-то, а сама сознательно пошла замуж. Поэтому-то она и отказывает Онегину.

Она становится важной светской дамой. Все относятся к ней с глубоким почтением. Она строго выполняет свои обязанности жены и хозяйки дома; в ее салоне собирается самое избранное общество.

Но сама она удовлетворения, радости от этого не получает.

«…Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей…»

Когда Татьяна снова встречает Онегина в Петербурге и видит вспыхнувшую в нем Любовь к ней, она сначала чувствует себя оскорбленной. Ведь она, исходя из своего нового представления об Онегине, не верит в искренность и силу его чувства, приписывает его ухаживания мелким, эгоистическим расчетам. И только увидев его у себя, «на мертвеца похожего» после тяжелой, чуть не смертельной его болезни, вызванной неразделенной любовью к ней, увидев

Его больной, угасший взор, Молящий вид, немой укор…

Она понимает, как сильно и глубоко чувство Онегина и как жестоко он страдает. Ее речь, обращенная к Онегину представляет собой в художественном отношении одну из вершин пушкинского творчества, да, пожалуй, и всей русской литературы. Трудно найти что-нибудь равное ей по верности, реалистической точности выражения чувства любящей и оскорбленной женщины, по тонкости и естественности переходов и противоречий этого чувства, по силе, краткости, простоте и в то же время необыкновенной, волнующей поэтичности речи! Обвинения, которые она предъявляет Онегину в этой речи, далеко не

Все справедливы, но все совершенно естественны в ее устах. Она напоминает ему «страшный час», когда ей пришлось смиренно выслушивать его высокомерно-небрежную, холодную «проповедь» в ответ на ее искреннее, нежное и пылкое письмо. Этих минут она никогда не забудет:

«И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь…»

В то же время ее упреки в мелкости нынешнего чувства Онегина, в том, что он домогается ее любви из-за «соблазнительной чести» в светском обществе,- конечно, глубоко несправедливы. Да она и сама, в сущности, понимает это, и у нее тут же прорывается в речи горькое сознание сделанной ею второй ошибки, основанной, как и первая, на слишком доверчивом отношении к тому, что она прочитала в книгах. Ведь только окончательно уверив себя в мелкости, ничтожности любимого ею человека, в невозможности для нее счастья с ним, она согласилась выйти замуж за генерала, которого ей сватали мать и тетушки… А теперь она видит, чувствует, что Онегин вовсе не такое ничтожество, не «лексикон модных слов», не пародия чужих образцов… Она могла бы быть с ним счастлива!

И у нее вырывается признание, что она неосторожно решила вопрос о своем замужестве, определившем окончательно ее судьбу.

Главное свойство Татьяны — высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными ее чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому ей человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай она теперь понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно, страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью — все это составляет основное свойство характера Татьяны, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Может быть, она не всегда правильно понимает свой нравственный долг, может быть, в данном случае, решая свою судьбу и судьбу Онегина, она и ошиблась,- но она-то сама видела в этом свой долг и, следовательно, так только и могла поступить.

Татьяна — женщина с сильной душой. Пушкин знал, видел вокруг себя таких женщин. Таковы были жены декабристов, добровольно отправившиеся, вопреки всяческим препятствиям и помехам, за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, на жизнь, полную лишений и страданий.

Тип русской женщины Пушкин и создал в своем романе.




Высокое душевное благородство Татьяны в романе «Евгений Онегин»