Вызов буржуазному миру в лирике В. Маяковского
Бессмысленна, постыдна и противна
Вся эта жизнь, в которой непосильный и
Рабский труд одних бесследно весь
Уходит на то, чтобы другие пресыщались
И хлебом, и дарами духа.
М. Горький
С 1922 по 1929 год Маяковский девять раз бывал за границей. Он посетил такие капиталистические страны, как США, Франция, Германия и другие. Поэт увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза.
Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка»,
Я хотел бы
Жить
И умереть в Париже, если б не было
Такой земли —
Москва, —
Заявляет он в стихотворении «Прощанье». В этих строчках выражена огромная любовь поэта к своей родной земле. Маяковский ехал за границу не как турист, а как поэтический представитель
Из многочисленных произведений поэта о капиталистической действительности особенно выделяются его стихи и очерки о Париже и Америке. Несмотря на их тематическое и художественное разнообразие, все они были объединены одним чувством поэта — ненавистью к буржуазному миру и горячей любовью к своей Родине. Известно, что к теме разоблачения буржуазного мира Маяковский обращался и до революции в таких стихотворениях, как «Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому» и других.
Это оригинальные по форме и содержанию стихотворения.
В 1915 году им была написана знаменитая поэма «Облако в штанах». Поэма о трагической любви перерастает в поэму о борьбе против буржуазной любви, против буржуазного искусства, религии, против всего буржуазного строя.
В своих стихах и очерках об Америке Маяковский снова возвращается к изображению уродств капиталистического общества. Буржуазная Америка не сумела обмануть поэта. Поэт убедился, что быт и нравы Америки напоминают времена царской России. И, возмущенный увиденным, он восклицает:
Я смотрю,
И злость меня беретна укрывшихся
За каменный фасад.
Я стремился
За 7000 верст вперед, а приехал
На 7 лет назад.
Развитая буржуазная техника привлекала внимание поэта. Любуясь «стальной милей» Бруклинского моста, он говорит:
Бруклинский мост — да…
Это вещь!
Однако в стихотворении «Бруклинский мост» поэт замечает, что здесь жизнь была для одних — беззаботная, для других — голодный протяжный вой. Иначе говоря, он показывает в этом стихотворении, что техника являлась средством бесчеловечной эксплуатации угнетенных и обездоленных. Поэт рисует не только Америку небоскребов, трестовских воротил, но и ту Америку, где в пяти минутах езды от сверкающего рекламными огнями Бродвея ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают объедки.
Маяковский разоблачает лживые заявления о том, что Америка является демократической страной. В своей пьесе «Мистерия-буфф», написанной еще в 1918 году, поэт с едкой иронией пишет о буржуазной демократии:
…Одному — бублик, другому — дырку от бублика.
Это и есть демократическая республика.
Такой оказалась и «демократия» Америки.
«Мое открытие Америки» — так назвал Маяковский свой очерк, в котором он разоблачил иллюзии по поводу свободы в буржуазном обществе и показал ханжество капиталистов. Поэт развенчивает лживый характер буржуазных «свобод», растленность, продажность буржуазной культуры и морали. На каждом шагу поэт сталкивается в американской жизни с поруганием достоинства человека.
Истребление туземного населения Америки безжалостными носителями тогдашней «цивилизации», угнетение якобы равноправных негров — все это нашло свое отражение в стихах и очерке Маяковского. Поэт показывает, что негры — бесправные существа, которые выполняют самый тяжелый и грязный труд.
«Белую работу делает белый, черную работу — черный», пишет Маяковский в стихотворении «Блэк энд уайт». Это стихотворение заканчивается размышлениями поэта о судьбе тружеников буржуазных стран, которые еще не осознали своего тяжелого положения.
С особым негодованием рассказывает поэт о тяжелом положении женщины в буржуазном обществе. Контраст с мечтой о «светлом будущем: когда женщина станет равноправным членом общества, товарищем мужчины в труде и семье, помог поэту создать проникновенный образ женщины в стихотворении «Парижанка». В противовес тому приукрашенному представлению об элегантной парижанке, которое стало привычным в литературе тех лет, он рисует скромную женщину, изнуренную тяжелым трудом. «Очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит», — говорит Маяковский.
Ничто не изменилось с тех пор, когда поэт писал в стихотворении «Сифилис» о негритянке-матери, которая продает себя подгнившему мистеру Свифту. Разоблачая буржуазный мир, поэт показал, что здесь правят деньги. Печать, искусство, наука, религия — все это служит тому, кто их оплачивает.
Обирая, хапая, выступает «капитал — его препохабие». Этому «препохабию» бросает поэт вызов прогрессивного, здравомыслящего человека:
Я полпред стиха — и я с моей страной
Вашим штанишкам бросаю вызов.
С путешествиями связаны и глубоко личные стихи Маяковского о любви — «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой». В этих стихотворениях говорится о разъединении любящих друг друга людей, не только разных стран, но и разного мировосприятия. Ta же мысль о противопоставлении людей, миров, но не осложненная личными переживаниями, дана и в знаменитых «Стихах о советском паспорте», замыкающих не только зарубежные стихи Маяковского, но и в какой-то мере все творчество поэта в целом.
Можно спорить сегодня о творчестве Маяковского. Ho заслуги его перед Родиной несомненны. Он писал искренне и правдиво, а некоторые его стихи актуальны по сей день.
Именно в нашей современной жизни начинают появляться те черты, которые так ненавидел Маяковский: бездушие, власть денег, пошлость, ханжество и лицемерие. Стихи Маяковского помогают бороться с этими пороками и смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом.
Вызов буржуазному миру в лирике В. Маяковского