Взаимоотношение человека и мира в романах Герберта Уэллса

Уэллс писал о социальных сдвигах и мировых катаклизмах, о жестокости войн и колониальных завоеваний, о возможностях науки и силе человеческого ума. Еще в начале XX ст. он предвидел великое будущее открытие, связанное с освоением космоса, межпланетными путешествиями, писал о той роли, которую будет играть авиация, о ответственности ученых за последствия сделанных ими научных открытий. Приняв эстафету от своего предшественника Жюля Верна и во многих моментах перекликаясь с ним, Уэллс продолжил разведку будущего. Его интересовала предыстория

изобретений современности, он проектировал будущее.

Центральное место в творчестве Уэллса занимает проблема путей развития научно-технического прогресса и его влияния на судьбу человечества.

Взгляды писателя на перспективы развития общества были пессимистическими: он не считал, что технические достижения способны сделать людей счастливее. Уэллс родился неподалеку от Лондона, в маленьком городке Бромли, в семье мелкого торговца. Его отец был владельцем посудной лавки, в которой продавались также принадлежности для игры в крикет. Смолоду он принимал участие в соревнованиях крикетистов, но после перелома

ноги бросил это дело и стал садовником. Содержать семью он был не в силах.

Мать будущего писателя должна была наняться экономкой в имение, в котором до своего замужества работала горничной.

Начальное образование Уэллс получил в частной школе в Бромли, которая, по его собственному признанию, была весьма похожей на заброшенные учебные заведения, в свое время описанные Ч. Диккенсом. На восьмом году жизни с Уэллсом случилось такое же несчастье, как и с его отцом: он сломал ногу и продолжительное время был прикован к кровати. В своей «Попытке автобиографии» , написанной на склоне лет, Уэллс называет книги, которые особенно поразили его детское воображение: «Приключения Артура Гордона Пима» Э. По, «Парижские тайны» Э. Сю, а также работы по вопросам геологии и природоведения.

Сразу же после окончания школы Уэллс стал учеником торговца.

Попытка устроиться помощником школьного учителя поначалу не была успешной. На протяжении некоторого времени он работал в аптеке, урывками изучал латынь и посещал среднюю школу, а со временем снова оказался за прилавком мануфактурного магазина. Дальнейшие перспективы казались неутешительными.

Двое его братьев со временем начали торговать мануфактурой, но Герберта не привлекало это дело. Желание учиться становилось все более и более сильным, а пасмурное однообразие провинциальной жизни удручало. Уэллс самостоятельно подготовился к экзаменам, успешно их сдал и получил должность помощника учителя в школе. Свое страстное влечение к знаниям Уэллс сравнивал с жаждой, которой отличался герой роман Т. Гарди — простой каменщик Джуд.

Уэллс отмечал, что к тому времени латынь была для него символом «интеллектуальной эмансипации».

Ему удалось вырваться из обывательской среды, которую он со временем мастерски будет изображать во многих своих романах. Получив право на стипендию, Уэллс стал студентом школы наук, которая со временем получила название Империал-Колледжа, и отправился в Лондон. Основной сферой его интересов были естественные науки. Уэллс занимался физиологией, анатомией, биологией, слушал лекции и работал в лаборатории Гексли, одного из величайших тогдашних ученых-физиологов.

Напряженное обучение, постоянный недостаток средств и любой материальной поддержки испортили здоровье юноши.

В 1887 году врачи выявили у Уэллса симптомы туберкулеза. Лечиться пришлось на протяжении нескольких месяцев. Постельный режим позволил Уэллсу погрузиться в чтение.

В своей фантастике Уэллс рассказывает о необыкновенных открытиях, пишет о возможностях подчинить природу силами человеческого ума, изображает картины будущего. В бытовых романах он описывает скучную обыденщину, знакомит читателей с кругом повседневных дел и интересов героев — самых обычных обывателей. Лишь некоторые из них мечтают о свободной и независимой жизни: Анна Вероника, герой » Тоно-Бенге» Джордж Пондерво, которые стараются самостоятельно проторять жизненный путь и стремятся к знаниям.

Такая плановость, объединение фантастического и будничного, выдуманного и реального вообще характерна для творчества Уэллса. Писатель не только показывает человека в настоящем времени, в его будничных ситуациях, а и раскрывает заложенные в нем потенциальные возможности. По мнению Уэллса, человек объединяет в себе, так сказать, две сущности: он великий и могущественный по своим возможностям, но условия жизни, нависая над ним тяжелым бременем, не позволяют ему полностью раскрыться, нередко превращая его в злопыхательское и никчемное существо.

Уэллс пишет о двух типах человеческой личности: в одном живет дух протеста и поиска, в другом — склонность к обывательскому покою и комфорту. У

Эллс в романе «Мир Вильяма Клиссольда» пишет, что человека «сначала нужно подать в соотношении ко Вселенной, потом — к истории и лишь после этого — в его отношении к другим людям и всему человечеству». Это помогает понять главные аспекты решения Уэллсом проблем взаимоотношения человека и мира: человек и Вселенная, человек и история, человек и его социальное окружение. Каждый из этих аспектов требовал определенной жанровой формы воплощения.

Именно этим обусловлено обращение писателя к разным модификациям романного жанра.




Взаимоотношение человека и мира в романах Герберта Уэллса