Характер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять «Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека» очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в «художественной системе» Бальзака вообще и в повести «Гобсек» в частности повышает психологическую убедительность созданных писателем образов, что, с одной стороны, заметно усложняет их изучение, с другой стороны — делает это изучение более интересным, более привлекательным. Рассмотрим,

как характеризует Гобсека-Человека описание его внешности, представленное писателем в повести.

Отношение Гобсека к вещей лучше за все проследить на примере описания его жилью: «Его комната, где все было опрятное и потертое, начиная из зеленого сукна на письменном столе к ковру над кроватью, вскидывалась на холодное жилье старой дивы, которая по целым дням стирает порох из своей мебели. Зимой головешки в камине, всегда присыпанные кучкой пепла, дымили, некогда не разгораясь пламенем». Так начинается наше знакомство с Гобсеком, тот самый камин становится последним, что мы видим в комнате почти уже умершего

ростовщика, который «глянул на камин, такой самый холодный».

Аскетические условия жизни этого чрезвычайно зажиточного человека, с одной стороны, подчеркивают его умение отличать настоящие ценности жизни от искусственных, с другой стороны, создают представление о сильном характере человека, который способный отказаться от внешнего ради воплощения у жизнь своей жизненной философии, достижение главной цели за счет отказа от второстепенных вещей.

Когда мы читаем описание внешности Гобсека, то не можем не обратить внимание то, что Бальзак устами Дервиля сознательно подчеркивает, можно назвать это так, «металл» его лица: «… тусклое лицо, с разрешения Академии, я бы назвал его месячным ликом, так как оно вскидывалось на позолоченное серебро, из которого сошла позолота… Черты его лицо, незыблемые, холодные, как в Талейрана, были языков вылитые из бронзы». Больше того, нужно заметить, что этот «металл» внешности Гобсека возникает не только как внешний признак, она также является ведущей характеристикой души главного героя: «Под вечер человек-вексель становилася обычным человеком, а слиток металла в ее груди — человеческим сердцем». Приметно, что для описания внешности и внутреннего мира героя автор обращается к сравнениям, которые связаны исключительно с ценными металлами: золото, серебро, бронза.

Чаще за все упоминается золото, и это неслучайно.

Припомним, что Гобсек, довольно искренне, можно сказать, откровенно излагая Дервилю свои взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на главные силы, которые, по его мнению, обеспечивают существование как мира вообще, так и отдельного человека в частности. Он делает ударение на потому, что самое золото определяет сущность современного общества: «… из всех земных благ есть только одно, довольно надежное, чтобы человек стремился его. Это… золото.

В золотые воплощено все человеческие силы».

Нужно также обратить внимание на то, что Гобсек — «человек-автомат», для которой, за утверждением Дервиля, «вся жизнь сводилась к золоту», создает также своеобразную «философию власти золота» над людьми и человечеством. Согласно этой философии, как довольно убедительно доказывает Дервилю Гобсек, золото есть не только материальным, а и духовным властителем современного героям общества: «Золото — вот духовная суть всего настоящего общества».

И его рассказ о том, как он воспользовался своей властью над Анастази де Ресто для безжалостного унижения женщины, которая принадлежит к «высшему свету», подтверждает эту жизненную философию. Свидетельством того, что взгляды Гобсека становятся убедительными, убеждает Дервиля, в котором он откровенно сознается после разговора со старым ростовщиком, который недавно вызвал у него лишь жалость: «Я возвратил в свою комнату совсем ошеломленный. Этот маленький худощавый старичок вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, воплощением власти золота.

Жизнь и люди вызвали у меня в этот миг ужас.

На первый взгляд кажется, что Гобсек исповедует лишь культ золота, что самое владение золотом, богатство становятся для него главной целью жизни. По крайней мере составляется впечатление, которые именно в этом он старается убедить Дервиля. Впрочем, как оказывается дальше, «груды золота» нужны ему в первую очередь для того, чтобы с его помощью он мог довести собственную значимость, подтвердить себе и другим, что он является необыкновенным человеком, который имеет не столько материальную, сколько духовную власть над всеми, кто ее окружает.

Вот что он говорит Дервилю: «Мой взгляд как в господа бога, — я читаю в сердцах. От меня ничего не спрячется. А разве могут в чем-то отказать поэтому, у кого в руках мешок; золота»




Характер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек»