Характер и судьба Жюльена Сореля
В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях. Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Уже его название говорит о глубоком социальном содержании романа, о столкновении двух сил — революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», И, следуя ему, писатель в основу сюжета положил настоящее событие.
Название романа подчеркивает
Жюльен Сорель — выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа. Сорель, разночинец, плебей, который хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению.
На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа!
Я вижу перед собой людей, не склонных услышать чувство жалости… и желающих покарать меня и раз и навсегда напугать целый класс молодых людей, родившихся в низах… которые имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».
Таким образом, Жюльен осознает, что судят его не столько за действительно свершившиеся преступления, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие.
Вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет уступить этими качествами, отказаться от них.
Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире. Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, — борьба не на жизнь, а насмерть.
Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники — вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм — все то, что так дорого Жюльену.
Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудности борьбы, что он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие.
Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, — это благородство его сердца, великодушие, чистота — черты, которых он не потерял даже в минуты самой жестокой борьбы. В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. Единственным стимулом, который управляет всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем.
В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.
Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордый, честолюбец и в то же время — человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды.
А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.
Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.
Стендаль не смог решить вопрос, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолеть свои заблуждения, но остаться в буржуазном обществе.
Характер и судьба Жюльена Сореля