Характер Воланд и его свита по роману Мастер и Маргарита

Воланд является центральным персонажем романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это дьявол, который явился в земной мир в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах». Он собирается справить «великий бал сатаны» в Москве.

Этот бал повлечет за собой ряд необычайных событий, которые смутят покой города и доставят много беспокойства его жителям.

В процессе создания произведения Булгаков отводил характеристике Воланда ключевую роль.

Именно он был в основе художественного замысла, но после сюжет претерпел изменения.

Первоначально

роман должен был повествовать о дьяволе. В ранних редакциях романа Булгаков называл своего героя Азазелом и герром Фаландом. В рукописях встречаются разные названия романа: «Черный маг», «Консультант с копытом», «Копыто инженера», «Сатана», «Великий канцлер», «Черный богослов», «Князь тьмы» и др. Однако в ходе написания произведения его тема расширялась, более полно раскрылась «античная» линия, наряду с другими героями появились Мастер и Маргарита. Постепенно другие герои оттеснили Воланда с главных ролей, и он перешел на третьи позиции.

А на первые

места в иерархии героев вышли Мастер и Маргарита, Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Однако Воланд присутствует в большинстве глав произведения, тогда как таким героям, как Мастер и Иешуа отводится всего несколько глав.

Свое имя герой получил благодаря «Фаусту» Гете, где в сцене «Вальпургиева ночь» Мефистофель восклицал: «Plate! Junker Voland kommt», что означало: «Дорогу! — черт идет!» Особенности образа Булгаковым были почерпнуты в книге М. Н. Орлова «История сношений человека с дьяволом», кроме того, автор использовал статьи о сатане и о демонологии из «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Автор использовал в изображении дьявола как традиционные атрибуты и портретные описания, принадлежащие этому персонажу, среди которых хромота, кривой рот, косоглазие, черные брови, трость, украшенная набалдашником с изображением головы пуделя, лихо заломленный на ухо берет, так и оригинальные черты, свойственные только булгаковскому герою. Причем согласно исследованиям, с каждой редакцией характер Воланда приобретал все больше отличий от традиционного героя. Если «ранний» сатана сам совершал святотатства и от других требовал подобных действий, то в окончательном варианте произведения этих моментов уже нет.

В соответствии с традиционным представлением о дьяволе, его действия направлены на провокацию всего темного, что таится в душе человека. Это делается для того, чтобы исследовать душу людей и посмотреть, каковы они на самом деле. Именно такой провокацией стал сеанс черной магии в театре-варьете, который продемонстрировал, что в зрителях присутствуют как дурные черты, такие, как алчность, так и хорошие — милосердие.

Причем, наличие положительных качеств в людях не уязвило Воланда.

Воланд не является у Булгакова богоборцем и врагом человеческого рода. Более того, он не «отец лжи», напротив, он причастен к истине. Этот герой различает добро и зло, тогда как в традиционном образе сатаны такие понятия отсутствуют. В романе Воланд наказывает людей за то зло, которое они совершают.

Персонаж не возводит ни на кого клевету, но сам карает доносчиков и клеветников.

Воланд Булгакова даже не пытается заполучить души людей, души Мастера и Маргариты ему тоже не нужны, в их судьбах он принимает участие бескорыстно. Воланд как дьявол должен быть силой, разъединяющей людей, но в романе он поступает противоположным образом: соединяет Мастера и Маргариту и дает им «вечный приют».

Булгаков объясняет такое поведение дьявола в эпиграфе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта фраза взята из «Фауста» Гете.

Философско-религиозная основа образа Воланда была позаимствована из дуалистического учения манихейцев, где действия Бога и дьявола осуществляются параллельно друг другу, как сказано в романе — каждый главенствует в своем ведомстве. Богу открыты высшие сферы, дьяволу же дано распоряжаться на земле и вершить там справедливый суд. Так, Воланд видит на глобусе все, что происходит в мире. Интересно, что в ранней редакции произведения судьба Мастера и Маргариты должна была решиться не волей Воланда, а поступить к нему в виде приказа, принесенного «неизвестным вестником».

В последней версии романа просьбу наградить Мастера и Маргариту покоем передает Левий Матвей. Так стали равноправными два мира: мир света и мир тени.




Характер Воланд и его свита по роману Мастер и Маргарита