Характер Хаджи-Мурата, непримиримо враждебный обоим полюсам, воплощающий в конечном счете идею сопротивления народа всем формам бесчеловечного миропорядка, остался последним словом Толстого и его завещанием литературе XX века. «Хаджи-Мурат» принадлежит к тем книгам, которые надо бы рецензировать, а не писать о них литературоведческие работы. То есть к ним нужно относиться так, как если бы они только что вышли. Только условная критическая инерция еще не позволяет так поступать, хотя каждое издание этих книг и каждая встреча с ними читателя есть несравненно более сильное вторжение в центральные вопросы жизни, чем — увы — иной раз бывает у догоняющих друг друга современников. «…Может быть, — написал однажды Достоевский, — мы скажем неслыханную, бесстыднейшую дерзость, но пусть не смущаются нашими словами; мы ведь говорим только одно предположение: …а ну-ка, если Илиада-то полезнее сочинений Марко Вовчка, да не только прежде, а даже теперь, при современных вопросах: полезнее как способ достижения известных целей этих же самых вопросов, разрешения настольных задач?» 1 В самом деле, почему бы хоть ради самого маленького, безвредного прожектерства нашим редакторам не попробовать — в момент безуспешных поисков сильного литературного отклика — опубликовать на какой-нибудь подобный современный вопрос забытый рассказ, повесть или даже статью настоящего глубокого писателя из прошлого?
Такое дело, наверное, еще как бы себя оправдало. Что же касается литературоведческого разбора классических книг, то он в свою очередь может стараться сохранить эти книги живыми. Для этого нужно, чтобы анализ различных категорий время от времени возвращался к целому, к художественному произведению.
Потому что лишь через произведение, а не через категории может искусство действовать на человека тем качеством, каким способно действовать только оно — и ничто другое.
Дайджест:
- Герой повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит. Толстой говорил о ХАДЖИ-МУРАТ : «Это мое увлечение». Более всего покоряла художника энергия и сила жизни ... Читать далее...
- «Характер моего друга» или «Характер подруги»Сочинение «Характер моего друга» или «Характер подруги» У меня есть подруга Инна. Наши родители дружат еще со времен молодости, поэтому и мы с Инной подружились. Видимся мы с ней нечасто, в основном, когда наши родители приходят в гости Друг к другу. Но Инна — замечательный человек. Поэтому я хочу рассказать о ее характере. Инна никогда ... Читать далее...
- Поэма Хаджи Абрек. Боярин ОршаХаджи Абрек.-Датируется 1833-1834 гг., временем пребывания Лермонтова в юнкерской школе. Первая опубликованная поэма Лермонтова; по воспоминаниям соученика Лермонтова по школе юнкеров Николая Николаевича Манвелова, поэт показал свое сочинение преподавателю словесности Василию Тимофеевичу Плаксину, который высоко его оценил. «Хаджи Абрек» был напечатан без ведома Лермонтова в «Библиотеке для чтения» (1835, т. 11, отд. 1.); по свидетельству ... Читать далее...
- Анализ поэмы Лермонтова «Хаджи Абрек»Цикл произведений с кавказской тематикой, написанных Лермонтовым до первой ссылки, завершается поэмой «Хаджи Абрек», относящейся к 1833-1834 гг. Она была, помимо желания самого автора, передана в журнал «Библиотека для чтения» и напечатана в нем в 1835 г. . Близкий родственник и друг поэта А. П. Шан-Гирей передает об этом следующие подробности: «С нами жил в ... Читать далее...
- Краткое содержание «Хаджи-Мурат» ТолстогоТолстой Лев Николаевич Произведение «Хаджи-Мурат» В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба, В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в ... Читать далее...
- Краткое изложение Хаджи-Мурат Л. Н. ТолстойЛ. Н. Толстой Хаджи-Мурат В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба, В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Толстого «Хаджи-Мурат»В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба, В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с ... Читать далее...
- Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаЕсли все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине XX века, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только почитатели его таланта, но его отмечали даже недоброжелатели. Лескова отличало умение ... Читать далее...
- Волевой характер лирического героя произведений Евгения МаланюкаУкраинская межвоенная поэзия достигла высочайшего уровня благодаря поэзии Е. Маланюка, который принадлежал к Пражской поэтической школе, и был ее безусловным лидером. Динамическое напряжение его стихотворений отображало неспокойную эпоху, они были свободолюбивыми, деятельными. Это была поэзия свободного мира, свободного проявления идей и ощущений. На протяжении длинной и сложной жизни, сотканной из «переходов и исходов», Евгений Маланюк ... Читать далее...
- Философский характер феерии М. Метерлинка «Синяя птица»Философская драма-феерия «Синяя птица» бельгийского символиста Мориса Метерлинка создана в 1908 году. В этот период у автора появляются новые взгляды на жизнь и творчество. Эстетичные поиски Метерлинка находились под влиянием философии идеалистической, в которой утверждается, что люди должны искать идеальный мир сквозь подсознание. Мир имеет таинственную сущность, но понять ее могут лишь чистые душой люди. ... Читать далее...
- Тарас Бульба — характер, рожденный временемВ повести » Тарас Бульба » Гоголь задумывал отразить одно из главных событий украинской истории — борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников, проработав исторические факты и воспоминания очевидцев, Гоголь создает аутентичное произведение. Важно отметить, что автор не стремился к исторической точности, в его планах было показать некий идеал, живущий в ... Читать далее...
- Как изображается русский характер в рассказе «Русский характер»?В рассказе «Русский характер» А. Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова, а семейные обстоятельства героя — взаимоотношения его с родителями и невестой. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Главным ... Читать далее...
- Общий характер эпизодов в былине «Еруслан Лазаревич»Пересказ в духе волшебно-рыцарских романов совсем опускает эпизод с богатырской головой. Возможно некоторое влияние поэмы Пушкина лишь на следующий эпизод: Еруслан со своей возлюбленной Альбиной останавливается в роще и засыпает; злой колдун Длиннобрад уносит Альбину к себе в замок; Еруслан едет к нему на гору. Длиннобрад из облака бросается на Еруслана. «Выхватил свой меч-кладенец богатырь, ... Читать далее...
- Образ и характер помещика Ноздрева по поэме Мертвые душиС одной стороны, герой поэмы »Мертвые души» Ноздрев предстает в произведении бойким, активным и неугомонным человеком, но с другой стороны, его можно назвать »мертвой душой». Жизнь этого помещика абсолютно бездуховна. Гоголь передает это через изображение усадьбы Ноздрева, его кабинета, где »не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели ... Читать далее...
- Характер и судьба Жюльена СореляВ своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях. Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Уже его название говорит о глубоком социальном содержании романа, о столкновении двух сил — революции и реакции. ... Читать далее...
- Характер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек»Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять «Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека» очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в «художественной системе» Бальзака вообще и в повести «Гобсек» в частности повышает психологическую убедительность созданных писателем образов, что, с одной стороны, заметно усложняет их ... Читать далее...
- Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени»Стиль романа тоже вовсе не традиционен для повестей, действие которых происходит в романтической обстановке Кавказа: ни в одной из них, за исключением «Бэлы», даже не действуют горцы. В «Тамани» приключение Печорина имеет, с точки зрения норм романтической, повести, сугубо прозаическую основу — случайную встречу и столкновение с «честными» контрабандистами; Вулич в «Фаталисте» погибает от руки ... Читать далее...
- Новаторский характер пьесы ЛессингаПуть «Минны фон Барнгельм» на сцену был нелегким. После длинных промедлений 30 сентября 1767 г. она была поставлена на сцене Гамбургского театра. Роль Тельгейма выполнял Конрад Екгоф. В Берлине пьеса была поставлена лишь после того, как обошла сцены Ганновера, Франкфурта-на-Майне, Вены, Лейпцига. Премьера состоялась 21 марта 1768 г. и имела огромный успех. Й. В. Гете ... Читать далее...
- Характер — это есть способность действовать по принципам. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»А. Н. Островский написал много пьес о жизни купечества. Они настолько правдивы и выразительны, что Добролюбов назвал их «пьесами жизни». В этих произведениях жизнь купечества показана как мир затаенного, мир тупой, ноющей боли, мир гробового молчания тюрем. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную пьесам Островского, ... Читать далее...
- Характер повествования в романах ДостоевскогоОчень важная, новаторская особенность повествования в «Идиоте» связана с появлением второго повествователя, некоего рассказчика-очевидца или собирателя слухов, который в любой момент может заменить автора и так же неожиданно уступить ему место, по мере художественной необходимости. Свобода перемещения повествователя из «зоны» пвтора в «зону» рассказчика безгранична. Изменения часто связаны с сюжетными или психологическими задачами. Отделить «автора» ... Читать далее...
- Характер конфликта в романе Диккенса «Домби и сын»Это не «семейный роман», потому что с его страниц встает сама Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. В «Домби и сыне» все устремлено к ... Читать далее...
- Национальный характер жестовЕсли изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками) то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это — приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного. Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем ... Читать далее...
- Образ и характер Ольги по роману ОбломовХарактер Ольги Ильинской разработан Гончаровым весьма художественно. Ольга по своему характеру напоминает Елену Стахову. Одаренная от природы пытливым, светлым умом, Ольга поставлена была в благоприятные условия для своего развития. Тетка, которая заменила ей родителей, была только ее руководительницей и не мешала ей проявлять природных талантов. Благодаря этому Ольга приучилась быть самостоятельной и надеяться только на ... Читать далее...
- Решительный, цельный, русский характер КатериныСочинение по драме А. Н. Островского » Гроза « Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная Идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», Царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот Конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в Душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно ... Читать далее...
- Как жизненные условия формировали характер Тараса ШевченкоС самого детства судьба приготовила для Тараса Шевченко много испытаний. Одно то, что родился он в крепостной семье, наложило на всю жизнь неизгладимый отпечаток. Родители постоянно на работе, а за Тарасом ухаживает сестра Катерина, сама еще ребенок. Покинет малого, пойдет гулять и забудет о ребенке. А мальчику приходится бороться с жизненными неурядицами самому. Больше всего, ... Читать далее...
- Характер Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не сумев выдержать давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе » Гроза » Островского, а также ее душевные переживания являются основными движущими силами сюжета. В списке ... Читать далее...
- Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто ... Читать далее...
- Характер рожденный временем по повести Тарас БульбаНиколай Васильевич Гоголь — великий русский писатель. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о могучем воине по имени Тарас Бульба, о его сыновьях и о его героической жизни. Тарас Бульба — главный герой в одноименной почести. Он выглядит, как настоящий русский казак. На лице длинные усы, на голове казачья шапка, вечно суровый взгляд на его лице, ... Читать далее...
- Характер персонажа в прозаическом мире литературыХарактер — это наиболее актуальная проблема как в поэтическом так и в прозаическом мирах литературы. Характер литературного героя является неким стержнем для построения произведений. Предметом нашего анализа в изображение литературного характера в произведениях А. П. Чехова, своеобразие А. П. Чехова в том, что писатель далеко не всегда стремится объяснить характер своих героев. Автор исходил из ... Читать далее...
- Сатирический характер поэзии НекрасоваВ стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, «Псовая охота» построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. ... Читать далее...
Характер Хаджи-Мурата