Характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Образ Ани в пьесе » Вишневый сад » Чехова, хотя и не является центральным, тем не менее очень важен для раскрытия авторского замысла. Аня — дочь помещицы Раневской, юная семнадцатилетняя девушка, простая, искренняя и наивная. Точно так же, как и ее мать, Аня по сути своей — «большой ребенок». Однако жизнь вынуждает ее взрослеть, возможно, даже раньше, чем многих ее сверстниц из дворянских семей, и во всяком случае больше, чем старшую Раневскую. Аня прекрасно видит бедственное положение семьи и понимает, в чем его причина: «Дачу свою

около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего.

У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю»…

Образ Ани в «Вишневом саде» имел реальный прототип — Ольгу Васильеву, владелицу усадьбы в Одессе, в которой, кроме прочего, действительно имелся большой вишневый сад. Они встретились с Чеховым, когда ей было шестнадцать лет. У молодой девушки быстро вспыхнуло сильное чувство, однако писатель не мог разделить его, хотя и относился к Ольге с большой теплотой.

Для него она была человеком

другого поколения, непостижимым существом, и в конце концов — милым и простодушным ребенком. Такой он и запечатлел ее в своей пьесе в образе наивной и то же время чистосердечной и искренней Ани Раневской. В основу произведения легла подлинная история продажи имения Васильевой, которая на вырученные деньги хотела построить санаторий для больных туберкулезом. Молодой девушке, искренне желавшей совершить доброе дело, пришлось столкнуться с множеством бюрократических и экономических препон и самостоятельно решать множество серьезных вопросов. Аня в пьесе точно так же находится в странном и двойственном положении из-за насущной необходимости иметь дело со «взрослыми» проблемами с одной стороны и отчаянным желанием оставаться беззаботным ребенком — с другой.

И тем не менее автор подчеркивает искреннее и решительное желание изменить жизнь к лучшему в образе своей героини, которой явно симпатизирует.

Однако характеристика Ани из «Вишневого сада» вряд ли этим исчерпывается. Желание сделать что-то хорошее и доброе не находит у нее точки приложения. Иными словами, Аня попросту не знает, что с этим желанием делать. Понимая это и видя в ней к тому же мечтательность, склонность к идеализму и недостаток жизненного опыта, нетрудно понять, почему Аня так слепо и безоглядно готова поверить Пете Трофимову.

В нем она видит человека будущего, он для нее воплощает ту самую мечту о новой прекрасной жизни, того, кто поможет ей воплотить все ее чаяния. И неудивительно, что относиться к его словам и прокламациям критически она не в состоянии. Вместе с тем это показывает, насколько Аня верит в возможность построения той самой прекрасной жизни и насколько она готова отдать себя своей мечте полностью и без остатка.

Говорить о том, насколько это хорошо или плохо, не имеет смысла; как персонаж Аня прописана очень живо и убедительно, как и все персонажи произведений Чехова, поэтому невозможно выделить в ее характере однозначно положительных или отрицательных черт.

Немало может сказать и отношение Ани к вишневому саду. Для каждого из действующих в пьесе лиц сад — это символ; детства, молодости и легкости для Раневской, дворянской беззаботности и легкости жизни для Гаева, непрактичной сентиментальности для Лопахина, старины и отживших предрассудков — для Трофимова. Эти символические образы твердо закреплены в сознании героев. Аня — единственный человек, отношение которого к саду в течение пьесы меняется.

Сначала для Ани вишневый сад, как и для ее матери, воплощает детство, беззаботность, защищенность и связан с самыми глубокими и теплыми воспоминаниями. Но после того, как Петя вполне обоснованно обращает ее внимание на то, чьими трудами в действительности был создан сад, отношение Ани становится совершенно иным. В ее сознании нарастает глубокое противоречие между детскими воспоминаниями и страшной действительностью, выставляющей все, что она так любила, в совершенно ином свете.

Ей приходится принять тот факт, что столь дорогие и близкие ей вещи напрямую связаны с несправедливостью и угнетением. И осознав это, она уже не может по-прежнему любить сад в материнской усадьбе, равно как и всю свою прошлую жизнь: «я уже не люблю вишневого сада, как прежде…». Это можно понимать и как подверженность чужому влиянию, и как гибкость и свободу мысли, противопоставленную косности других героев пьесы, в том числе и Трофимова.

Характеристика Ани в пьесе «Вишневый сад» не может быть простой и однозначной. Все персонажи Чехова очень живы и убедительны, их характеры и поступки ничуть не проще таковых у живых людей и столь же непредсказуемы. В этом и заключается истинный талант литератора.




Характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад»