Характеристика героев Базарова и Аркадия

Характеристика героев отцы и дети Базарова и Аркадия?

И. С. Тургенев с помощью определенных ху­дожественных средств тонко раскрывает психологию героев, обозначает черты их характеров.

Базаров — умный, самоуверенный человек, ученый-мате­риалист, сторонник нигилизма, эмпирического мироощуще­ния. Он отрицает принципы, значение родственных чувств, семьи. Его разговор с Аркадием близок к ссоре, он становит­ся здесь агрессивным, раздражительным.

Мы воспринимаем здесь его взгляды и вместе с тем ощущаем всю силу его лично­сти, его

упрямство, целеустремленность.

Характерные черты этого героя Тургенев передает с помощью портретных деталей. «Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы… Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться… Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почув­ствовал невольную робость…».

Характер героя, его резкий ум, самоуверенность, бескомп­ромиссность переданы и через его речь. Базаров употребляет фразеологизм, восклицательные предложе­ния, риторические вопросы, некоторые выражения

его метки, философичны, близки к афоризмам.

Аркадий же предстает здесь самим собой. Он любит свою семью, природу, в душе его живет поэзия. Тургенев подчерки­вает здесь различие этих двух героев.

Аркадий в действитель­ности вовсе не является сторонником взглядов Базарова, он лишь его юный подражатель. В этом споре он занимает «обо­ронительную» позицию. В его речи много вопросительных предложений, он, скорее, защищается, чем нападает.

Чувства, испытываемые Аркадием в этой сцене, — досада, раздраже­ние, вместе с тем — «невольная робость».

Эмоциональность спора, общая атмосфера раздражения переданы у Тургенева с помощью восклицательных предло­жений, используемых обоими персонажами: «Принципов во­обще нет — ты об этом не догадался до сих пор!», «Мне прият­но отрицать, мой мозг так устроен — и баста!», «Давай лучше спать!».

Именно в этом эпизоде пунктиром намечается грядущий разрыв друзей. «Какое-то почти враждебное чувство охваты­вало сердца обоих молодых людей», — замечает И. С. Турге­нев. Эту сцену мы можем считать своеобразным художествен­ным предварением в композиции произведения — автор на­мекает нам на грядущее расставание Базарова и Аркадия.




Характеристика героев Базарова и Аркадия