Характеристика героев по произведению Джеймс Джойс «УЛИСС» &;;;;;#124; СТИВЕН ДЕДАЛУС

СТИВЕН ДЕДАЛУС

Стивен Дедалус — писатель, носитель интеллектуального начала в романе. До того, как он стал преподавателем истории в одной из гимназий Дублина, Стивен жил в Па­риже, где вел полуголодное существование. Тяжело пережил смерть матери. Преподавательская дея­тельность не слишком ему по душе, однако необходи­мость зарабатывать на жизнь не позволяет оставить это занятие.

Образ Стивена Дедалуса способствует осмыслению замысла «Улисса». Автор романа стремился изобра­зить жизнь и человека «вообще». Свой замысел

Джойс реализовал в описании одного дня из жизни трех основных героев — Леопольда Блума, его жены Мэрион и Стивена Дедалуса. Джойс подробно рассказывает, что они делали, думали, чувствовали в каждый опреде­ленный момент дня, он передает поток их сознания.

Восемнадцать эпизодов романа воспроизводят по­хождения Блума и Стивена по Дублину, их малозначитель­ные и повседневные действия, посещение кафе, поч­ты, школы, кладбища, редакции газеты «Фримен», библиотеки. В романе точно назван день, в который происходят события, — 16 июня 1904 г. Действие ро­мана начинается в 8 часов утра и завершается в 3 ча­са ночи; их

последовательность определяется движе­нием во времени — от утра к вечеру. Роман получил название «Улисс» по аналогии с древнегреческой «Одиссеей». Три главных персонажа романа имеют своих прототипов из поэмы Гомера: Леопольд Блум уподобляется странствующему Одиссею, Стивен Дедалус — сы­ну Одиссея Телемаху, Мэрион — жене Одиссея Пе­нелопе.

Каждый из эпизодов романа соотнесен с ка­кой-либо песней из «Одиссеи». Странствия Блума в семисотстраничном романе завершаются встречей со Стивеном Дедалусом и обретением в его лице своего сына, а Стивен на­ходит в Блуме своего отца. Эта встреча, происходя­щая в 14-м эпизоде, становится кульминационным моментом романа. К ней все устремляется и ею все разрешается. Воссоединение отца с сыном — это «епифания», прозрение для каждого из них.

Послед­ние эпизоды — возвращение Блума-Улисса домой, где его ждет Мэрион-Пенелопа, и заключительный внутренний монолог Мэрион — результат этой встре­чи. Ею цементируется сложный мозаичный узор все­го повествования. В 15-м эпизоде есть знаменатель­ная сцена: Стивен Дедалус и Блум смотрятся в зеркало и вместо своего отражения видят лицо Шекспира. Оно возни­кает перед ними как символ их общности, как знак их единения. Они видят его, потому что смотрят в зеркало одновременно.

Желанная цельность достиг­нута. Странствия Блума и скитания Стивена Дедалуса завершены, их одиссея окончена. Шекспир, «вобравший» в себя обоих героев, это вместе с тем и сам Джойс.

Родство автора со Стивеном Дедалусом, которое проявилось в романе «Порт­рет художника в юности», не исчезло. Джойс подчер­кивает его деталями автобиографического характера, суждениями Стивена Дедалуса, которые в полной мере разделяет сам. Однако после встречи Стивена Дедалуса оказывается пленни­ком в мире Блума, в мире обывательского существо­вания. Это пленение истолковывается не только как неизбежное, но и желанное единение. Не поиски ху­дожника, а жизнь, воплощенная в Блуме и в Мэ­рион, та жизнь «вообще», которая поглощает Стивена, втя­гивает его в свой круговорот, составляет основу рома­на.

И все-таки линия Стивена Дедалуса первоначально развивает­ся в ином ключе, чем линия Блума. Единение двух линий происходит лишь в заключительных эпизодах романа. Стивен Дедалус отличается от Блума тем, что в нем во­площены представления писателя об интеллектуаль­ных началах натуры человека, однако в конечном итоге и они низводятся Джойсом до уровня мировос­приятия Блума, этого «великого мещанина». И не случайно, отрекаясь от своего родного отца Саймона Дедалуса, Стивен признает своим истинным отцом Лео­польда Блума.

Однако Стивен Дедалус резко выделяется на фо­не своего нового отца. Он образован, обширность его познаний передана в сложном потоке сознания, включающем цитаты из Шекспира и Данте, «Эккле­зиаста», из эклог Вергилия, из Гомера и Гете, Малларме, Метерлинка, Аристотеля. Его речь пересыпа­на историческими именами и фактами.

В 9-м эпизо­де, принимая участие в споре о Шекспире и истоках его творчества, Стивен Дедалус легко строит систему своих до­казательств, обширные знания помогают ему без труда возражать оппонентам. Всплывая в сознании Стивена Дедалуса, мысли и обрывки мыслей облекаются во фразы на всех известных ему языках. Реализуются пред­ставления автора романа о языке как о самодовлею­щей ценности, обладающей способностью творить свой особый мир. Свою задачу художника Стивен Дедалус видит в том, чтобы прочесть «отпечатки всех вещей», столь же изменчиво «зыбких, как море, запечатлеть формы их форм и быстротечные мгновения». В «Улиссе» прослеживается процесс нивелировки личности ху­дожника.

О Стивене Дедалусе трудно говорить как о художнике в настоящем смысле этого слова. При нем остается его эрудиция, но материал романа не дает судить о ха­рактере его творческих замыслов. Бездеятельность Стивена, присущее ему ощущение своей неполноценности и бессилия, неверие в какие бы то ни было разумные начала бытия — все это подтачивает и разрушает его «я», оказывающееся в конечном итоге поглощенным миром Блума. Стивен Дедалус может быть сопоставлен не толь­ко с сыном Одиссея Телемахом, но и с сыном создате­ля крыльев Дедала — Икаром, который, взлетев в небо, упал и разбился. Подобное сравнение имеет символический смысл: крылья Д.-Икара опалены.

Он — пленник в мире Блума. Он внутренне опусто­шен и, подобно Блуму, занят переживаниями, свя­занными с ощущением неполноценности своей лич­ности.




Характеристика героев по произведению Джеймс Джойс «УЛИСС» &;;;;;#124; СТИВЕН ДЕДАЛУС