Характеристика героев по произведению Джеймс Джойс «УЛИСС» &;;;;;#124; СТИВЕН ДЕДАЛУС
СТИВЕН ДЕДАЛУС
Стивен Дедалус — писатель, носитель интеллектуального начала в романе. До того, как он стал преподавателем истории в одной из гимназий Дублина, Стивен жил в Париже, где вел полуголодное существование. Тяжело пережил смерть матери. Преподавательская деятельность не слишком ему по душе, однако необходимость зарабатывать на жизнь не позволяет оставить это занятие.
Образ Стивена Дедалуса способствует осмыслению замысла «Улисса». Автор романа стремился изобразить жизнь и человека «вообще». Свой замысел
Восемнадцать эпизодов романа воспроизводят похождения Блума и Стивена по Дублину, их малозначительные и повседневные действия, посещение кафе, почты, школы, кладбища, редакции газеты «Фримен», библиотеки. В романе точно назван день, в который происходят события, — 16 июня 1904 г. Действие романа начинается в 8 часов утра и завершается в 3 часа ночи; их
Каждый из эпизодов романа соотнесен с какой-либо песней из «Одиссеи». Странствия Блума в семисотстраничном романе завершаются встречей со Стивеном Дедалусом и обретением в его лице своего сына, а Стивен находит в Блуме своего отца. Эта встреча, происходящая в 14-м эпизоде, становится кульминационным моментом романа. К ней все устремляется и ею все разрешается. Воссоединение отца с сыном — это «епифания», прозрение для каждого из них.
Последние эпизоды — возвращение Блума-Улисса домой, где его ждет Мэрион-Пенелопа, и заключительный внутренний монолог Мэрион — результат этой встречи. Ею цементируется сложный мозаичный узор всего повествования. В 15-м эпизоде есть знаменательная сцена: Стивен Дедалус и Блум смотрятся в зеркало и вместо своего отражения видят лицо Шекспира. Оно возникает перед ними как символ их общности, как знак их единения. Они видят его, потому что смотрят в зеркало одновременно.
Желанная цельность достигнута. Странствия Блума и скитания Стивена Дедалуса завершены, их одиссея окончена. Шекспир, «вобравший» в себя обоих героев, это вместе с тем и сам Джойс.
Родство автора со Стивеном Дедалусом, которое проявилось в романе «Портрет художника в юности», не исчезло. Джойс подчеркивает его деталями автобиографического характера, суждениями Стивена Дедалуса, которые в полной мере разделяет сам. Однако после встречи Стивена Дедалуса оказывается пленником в мире Блума, в мире обывательского существования. Это пленение истолковывается не только как неизбежное, но и желанное единение. Не поиски художника, а жизнь, воплощенная в Блуме и в Мэрион, та жизнь «вообще», которая поглощает Стивена, втягивает его в свой круговорот, составляет основу романа.
И все-таки линия Стивена Дедалуса первоначально развивается в ином ключе, чем линия Блума. Единение двух линий происходит лишь в заключительных эпизодах романа. Стивен Дедалус отличается от Блума тем, что в нем воплощены представления писателя об интеллектуальных началах натуры человека, однако в конечном итоге и они низводятся Джойсом до уровня мировосприятия Блума, этого «великого мещанина». И не случайно, отрекаясь от своего родного отца Саймона Дедалуса, Стивен признает своим истинным отцом Леопольда Блума.
Однако Стивен Дедалус резко выделяется на фоне своего нового отца. Он образован, обширность его познаний передана в сложном потоке сознания, включающем цитаты из Шекспира и Данте, «Экклезиаста», из эклог Вергилия, из Гомера и Гете, Малларме, Метерлинка, Аристотеля. Его речь пересыпана историческими именами и фактами.
В 9-м эпизоде, принимая участие в споре о Шекспире и истоках его творчества, Стивен Дедалус легко строит систему своих доказательств, обширные знания помогают ему без труда возражать оппонентам. Всплывая в сознании Стивена Дедалуса, мысли и обрывки мыслей облекаются во фразы на всех известных ему языках. Реализуются представления автора романа о языке как о самодовлеющей ценности, обладающей способностью творить свой особый мир. Свою задачу художника Стивен Дедалус видит в том, чтобы прочесть «отпечатки всех вещей», столь же изменчиво «зыбких, как море, запечатлеть формы их форм и быстротечные мгновения». В «Улиссе» прослеживается процесс нивелировки личности художника.
О Стивене Дедалусе трудно говорить как о художнике в настоящем смысле этого слова. При нем остается его эрудиция, но материал романа не дает судить о характере его творческих замыслов. Бездеятельность Стивена, присущее ему ощущение своей неполноценности и бессилия, неверие в какие бы то ни было разумные начала бытия — все это подтачивает и разрушает его «я», оказывающееся в конечном итоге поглощенным миром Блума. Стивен Дедалус может быть сопоставлен не только с сыном Одиссея Телемахом, но и с сыном создателя крыльев Дедала — Икаром, который, взлетев в небо, упал и разбился. Подобное сравнение имеет символический смысл: крылья Д.-Икара опалены.
Он — пленник в мире Блума. Он внутренне опустошен и, подобно Блуму, занят переживаниями, связанными с ощущением неполноценности своей личности.
Характеристика героев по произведению Джеймс Джойс «УЛИСС» &;;;;;#124; СТИВЕН ДЕДАЛУС