Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ТОНИО КРЕГЕР»

ТОНИО КРЕГЕР

Тонио Крегер — писатель, главный герой новеллы, пред­ставитель «духа», который хотя и сознает свое пре­восходство над представителями «жизни», все-таки ее не презирает, так как понимает, что «если что и может сделать из литературы поэта, то как раз… лю­бовь к человечному, живому, обыденному», а без это­го его голос «останется гудящей медью и кимвалом бряцающим». Здесь голос Тонио Крегера сливается с голосом автора. Авторский образ можно разглядеть в мяту­щемся писателе Тонио Крегере, ратующем за искусство,

кото­рое порождено чувством и жизнью. Не только мысли Тонио Крегера родственны автору. Многие события в его жиз­ни словно взяты из биографии Т. Манна.

Так, напри­мер, описанный в начале романа северный немецкий город напоминает Любек — родину автора. А воспо­минания Тонио Крегера об отцовском «барственном» доме соот­ветствуют воспоминаниям Генриха Манна об их с То­масом детстве.

Герой Т. Манна мучится мыслью об опасном воз­действии разъедающей душу рефлексии на людей, живущих простой и естественной, не обремененной сомнениями жизнью. Ему кажется, «что царство искусства на земле расширяется,

а царство здоро­вья и простодушия становится все меньше». Очень многое в Тонио Крегере, особенно в Тонио Крегере-подростке, напоми­нает Ганно Будденброка. Как и Ганно, он сын зерноторговца, причем занимающего в городе выбор­ную должность; как и Ганно, он — плод «странно­го», необычного брака. Тонио Крегер тоже «одинок и не похож на всех остальных людей, добропорядочных и обыкновенных».

Но мировосприятие Ганно абсо­лютно цельно. Тонио же мучится раздумьями, кто он — интеллигент или делец. Тонио из бюргерской среды, но в нем преобладает художник, для которого весь мир — предмет осмысления, материал для работы творческого сознания. Музыка, писание стихов, размышления о любви и страдания составляют его «внутреннюю жизнь». Однако он тянется к людям, не похожим на него, например, к своему гимназиче­скому товарищу Гансу Гансену, жизнерадостному красавцу, спортсмену и лошаднику.

Ганс воплощает собой обыденную жизнь, погруженную в себя и свои интересы. Ганс не ведает тех мук и забот, что свойственны творческой рефлексирующей на­туре Тонио. Всякое столкновение Тонио с реальной жизнью лишний раз демонстрирует противоречивость его характера. Противоречие усугубится тем, что Тонио полюбит прекрасную девушку, Ингу Хольм, кото­рая появится на стороне «жизни» рядом с Гансом. Тем не менее, главный герой новеллы не станет тревожить радость веселящейся пары Ингеборг Хольм — Ганса Гансен.

С восхищением и тоской Тонио будет смотреть на торжество красоты, здоровья и жизни. Он любит этих «белокурых и голубогла­зых» не только за их красоту, но и за их полную противоположность себе. Противоречие между ок­ружающим миром и «внутренней жизнью» писате­ля Тонио Крегера с течением времени станет еще острее. Суть этого противоречия удачно сформулирует по­друга Тонио, русская художница Лизавета Ивановна: «Вы бюргер на ложном пути… Заблудший бюргер…».

Буржуазное же общество относится к Тонио подозри­тельно и недоверчиво. Сама его профессия писате­ля кажется неблагонадежной и сомнительной: Тонио возвращается в родной город, чтобы освежить вос­поминания детства, но его едва не арестовывает по­лицейский, заподозривший в нем афериста, разыс­киваемого по всей Германии. Ирония этого эпизода очевидна.

Попытка вернуться к себе самому, к ста­рому миру, ушедшему в прошлое, не удалась. Тонио сам признается в ощущениях одиночества и раз­двоенности: «Я стою между двух миров, ни в одном не чувствуя себя дома, и потому мне приходится круто…» Писатель с горечью замечает, что худож­ники называют его «обывателем», а обыватели хо­тят его арестовать. «Бюргеры глупы, — мысленно обращается Тонио к художникам-интеллектуалам, — но вам, поклонники красоты, обвиняющим меня во флегме и в отсутствии возвышенной тоски, неплохо было бы понять, что существует творчество столь глубокое, столь предначертанное и роковое, что нет для него ничего сладостнее и желаннее, чем бла­женная обыденность.

Я восхищаюсь холодными гордецами, что шеству­ют по тропе великой, демонической красоты, прези­рая человека, но не завидую им…»




Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ТОНИО КРЕГЕР»