Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ТОНИО КРЕГЕР»
ТОНИО КРЕГЕР
Тонио Крегер — писатель, главный герой новеллы, представитель «духа», который хотя и сознает свое превосходство над представителями «жизни», все-таки ее не презирает, так как понимает, что «если что и может сделать из литературы поэта, то как раз… любовь к человечному, живому, обыденному», а без этого его голос «останется гудящей медью и кимвалом бряцающим». Здесь голос Тонио Крегера сливается с голосом автора. Авторский образ можно разглядеть в мятущемся писателе Тонио Крегере, ратующем за искусство,
Так, например, описанный в начале романа северный немецкий город напоминает Любек — родину автора. А воспоминания Тонио Крегера об отцовском «барственном» доме соответствуют воспоминаниям Генриха Манна об их с Томасом детстве.
Герой Т. Манна мучится мыслью об опасном воздействии разъедающей душу рефлексии на людей, живущих простой и естественной, не обремененной сомнениями жизнью. Ему кажется, «что царство искусства на земле расширяется,
Но мировосприятие Ганно абсолютно цельно. Тонио же мучится раздумьями, кто он — интеллигент или делец. Тонио из бюргерской среды, но в нем преобладает художник, для которого весь мир — предмет осмысления, материал для работы творческого сознания. Музыка, писание стихов, размышления о любви и страдания составляют его «внутреннюю жизнь». Однако он тянется к людям, не похожим на него, например, к своему гимназическому товарищу Гансу Гансену, жизнерадостному красавцу, спортсмену и лошаднику.
Ганс воплощает собой обыденную жизнь, погруженную в себя и свои интересы. Ганс не ведает тех мук и забот, что свойственны творческой рефлексирующей натуре Тонио. Всякое столкновение Тонио с реальной жизнью лишний раз демонстрирует противоречивость его характера. Противоречие усугубится тем, что Тонио полюбит прекрасную девушку, Ингу Хольм, которая появится на стороне «жизни» рядом с Гансом. Тем не менее, главный герой новеллы не станет тревожить радость веселящейся пары Ингеборг Хольм — Ганса Гансен.
С восхищением и тоской Тонио будет смотреть на торжество красоты, здоровья и жизни. Он любит этих «белокурых и голубоглазых» не только за их красоту, но и за их полную противоположность себе. Противоречие между окружающим миром и «внутренней жизнью» писателя Тонио Крегера с течением времени станет еще острее. Суть этого противоречия удачно сформулирует подруга Тонио, русская художница Лизавета Ивановна: «Вы бюргер на ложном пути… Заблудший бюргер…».
Буржуазное же общество относится к Тонио подозрительно и недоверчиво. Сама его профессия писателя кажется неблагонадежной и сомнительной: Тонио возвращается в родной город, чтобы освежить воспоминания детства, но его едва не арестовывает полицейский, заподозривший в нем афериста, разыскиваемого по всей Германии. Ирония этого эпизода очевидна.
Попытка вернуться к себе самому, к старому миру, ушедшему в прошлое, не удалась. Тонио сам признается в ощущениях одиночества и раздвоенности: «Я стою между двух миров, ни в одном не чувствуя себя дома, и потому мне приходится круто…» Писатель с горечью замечает, что художники называют его «обывателем», а обыватели хотят его арестовать. «Бюргеры глупы, — мысленно обращается Тонио к художникам-интеллектуалам, — но вам, поклонники красоты, обвиняющим меня во флегме и в отсутствии возвышенной тоски, неплохо было бы понять, что существует творчество столь глубокое, столь предначертанное и роковое, что нет для него ничего сладостнее и желаннее, чем блаженная обыденность.
Я восхищаюсь холодными гордецами, что шествуют по тропе великой, демонической красоты, презирая человека, но не завидую им…»
Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ТОНИО КРЕГЕР»