Характеристика героев по трагедиям Еврипида &;;;;;#124; ЕЛЕНА

ЕЛЕНА

Елена — действующее лицо трех трагедий Еврипида: «Троянок», «Елены» и «Ореста». В двух первых траге­диях образ Елены традиционен. Это — неверная жена, убежавшая с Парисом и ставшая виновницей великих бедствий, обрушившихся на греков. Однако в траге­дии «Елена» Еврипид изображает свою героиню неви­новной. В трагедии «Троянки» автор изображает кар­тину увода в рабство троянских женщин, в числе ко­торых оказывается и Елена.

Ее возвращают Менелаю, предоставляя ему выбор: либо убить Елену, либо увезти

ее обратно в Грецию.

Представ перед мужем после окончания Троян­ской войны, Елена, не испытывая ни смущения, ни стыда, оправдывает свой побег божественной необ­ходимостью. Однако Гекуба утверждает, что причи­ной побега была страсть к Парису и желание восполь­зоваться его богатством. Елена пытается убедить мужа в том, что когда погиб Парис, она жила в Трое как пленница, но, согласно Гекубе, Елена наслаждалась в Трое роскошью и не хотела оттуда возвращаться.

Этот эпи­зод получает особое звучание, так как всем известно, что Менелай не убьет Елену, а наоборот — подчинится ей и вернет ее домой невредимой. Судьба Елены

отлична от судеб других троянок, которые, не имея за собой ни­какой вины, подвергаются насилию, издевательствам, оказываются обреченными на гибель.

Трагедия «Орест» повествует о тайном приезде Елены из Трои в Аргос, куда Менелай послал ее прежде се­бя, боясь народного гнева. Это произведение трактует образ Елены двояко. С одной стороны, Елена — виновница войны и всех бедствий, вызванных войной. Ее ненави­дят даже близкие ей люди, на которых она навлекла несчастья. Однако автор не оставляет без внимания тот факт, что Елена — всего лишь орудие замысла богов, и если она так поступила, значит, так велели боги.

Елена должна стать богиней, и некоторые божественные черты проявляются в ее поведении. Ей, например, не свойственны излишние эмоции, она сдержанна в своих переживаниях. Так, например, печаль о судьбе семьи Агамемнона уравновешивается в ее душе радостью за дочь Гермиону. Она вовсе не страдает от­того, что является главной виновницей бед, постиг­ших как троянцев, так и ахейцев.

Когда Орест и Пилад хотят убить Елену как виновницу всех зол, Аполлон уносит красавицу на небеса, поскольку люди не име­ют права судить ее.

В трагедии «Елена» Еврипид высказывает версию, что Парис похитил вовсе не Елену, а ее призрак, соткан­ный Герой из эфира. Сама же Елена на время Троянской войны была перенесена Гермесом к благочестивому царю Протею в Египет, где должна была, храня вер­ность Менелаю, ждать, пока он, следуя воле богов, не окажется на этой земле.




Характеристика героев по трагедиям Еврипида &;;;;;#124; ЕЛЕНА