Характеристика модернизма в литературе

Слово модернизм означает новый. Литература все время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной. В середине 19 века романтизм был очень потеснен реализмом, который занял ведущее положение.

В новациях в конце 40-х — н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении.

Если классицизм, романтизм и реализм — длинные периоды, модернизм отличается очень большой изменчивостью. Модернисты ищут новые пути освоения действительности, а практически

— новый язык. Как только взгляды утверждаются, модернизм должен меняться.

Модернизм имел 3 разновидности:

1) Антиэстетизм — отрицание красоты как ценности; присутствует в жизни и художественном произведении

Шарль Бодлер — французский поэт, на поколение моложе романтиков. Умер еще до нашествия германских захватчиков. Он впитал в себя литературу романтическую, был на ней воспитан, и реалистическую, которая развивалась вместе с ним. Ни то, ни другое, видимо, его не удовлетворяло.

Бодлер увидел действительность по-своему. Его взгляд на жизнь чрезвычайно пессимистичен. В его произведениях отталкивается

красота и осмысляется жизнь.

Его человек живет в крайне неблагоприятном окружении. Центральная тема — одиночество, и даже обреченность творчества человека. У романтиков поэт нес в себе творческие возможности, это было прекрасно. У Бодлера поэт ничего прекрасного внести в мир не может.

Красота — это кажимость, иллюзия. Субъективным возможностям поэта не реализоваться.

В поэме Бодлера «Пловцы» человеческое бытие бессмысленно, человек заранее обречен на гибель. Это осмысление становится вечным проклятием. Жизнь превращается в процесс бесцельного перемещения. Это обеспечивает нечеловеческую тоску, в которой существуют люди.

Тоска толкает носителей к преодолению пространства. Безмерность мечты сталкивается с предельностью морей.

Мир, который окружает поэта, не только лишен красоты. Он негативный, враждебный. Каты — частый персонажи Бодлера, носители ночи и тайны.

В некоторых произведениях очевидные отклики языка романтиков. Романтический мир становится содержательной частью поэзии Бодлера, но утрачивает позитивность. Для него творчество — это не незыблемая ценность, как у романтиков, а проклятие, которое несет сам поэт.

«Альбатрос» построено по принципу параллелизма. Птица становится символом поэтического дара. Но это стихотворение жесткое: палуба, матросы пускают дым в глаза птице, а она не может взлететь.

Крылья — символ достоинства, здесь обречение на неволю.

Стихотворение «Падаль» Бодлера начинается с традиционной ситуации: прогулка в летний день по лесу, игра солнечных пятен, свежий ветерок, молодая пара. Затем происходит слом: до ноздрей доносится омерзительный запах разлагающегося мяса. Они выходят на поляну, где в бликах солнца туша лошади. Бодлер с издевательскими подробностями рисует отблеск загнивающей плоти. Это отталкивает.

Нормальные люди убежали бы, но у Бодлера иначе. Бодлер говорит, что вы умрете и превратитесь вот в это. Произошел слом. Романтизм поменял знаки, а реализма здесь нет.

Это модернизм.

2) Через 35 — 40 лет в Англии появляется роман «Портрет Дориана Грея». Произведение станет знамением эстетизма.

Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам. В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приемы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайлда.

В «Портрете Дориана Грея» явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд — талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведет Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни — удовлетворение собственного тщеславия.

Дориан усваивает внушенные ему мысли философа, что красота — единственная ценность, она оправдывает все, не связана с ответственностью, этикой.

Роман производит двойственной впечатление: с 1 стороны прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная и творчество, создания художника. С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами. Мотив портрета — интересная вещь.

Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя.

Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее.

И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Характеристика модернизма в литературе