Характеристика образа Бориса Горикова

Возмужание Бориса Горикова — долгий, мучительно сложный, противоречивый. И как бы сознателен и горяч ни был Борис, он не. смог бы стать настоящим партизаном, если бы не влияние опытных наставников, партизан и, в первую очередь, коммунистов отряда. Командиры, большевики Шебалов, Сухарев, Чубук и другие воспитывали в нем верность идеалам партии, высокую воинскую дисциплинированность.

Особое место в боевой жизни героя повести занимает Чубук, немолодой партизан, коммунист, похожий, по словам Бориса, «на отца». Этот закаленный солдат революции

преподает юному бойцу уроки истинной храбрости и бдительности, мужества и непримиримости к врагам.

После первой разведки, в которой Борис просто растерялся, Чубук успокаивает его: «Это, брат, не ты один, это почти каждый непривыкший обязательно неладно кинет…»

Видя, как Борис болезненно перенес расстрел белого, Чубук преподает ему урок классовой ненависти к врагу: «…если ты думаешь, что война — это вроде игры али прогулки по красивым местам, то лучше уходи обратно домой! Белый — это есть белый, и нет между нами и ними никакой средней линии. Они нас стреляют — и мы их жалеть не будем!».

Когда

Борис сокрушается, почему они не участвуют в настоящем бою, Чубук объясняет ему суть партизанской борьбы: «На то мы и партизаны… Тебе бы, милый, как на картине: выстроиться в колонну, винтовки наперевес, и попер… храбрость такая, чтобы для показа, она нам ни к чему сейчас…»

Так Чубук воспитывал в подростке классовую ненависть к врагу. И Борис отвечал ему сыновней любовью и уважением: «Хороший Чубук… Вот он и коммунист, и двадцать лет в шахте, и волосы уже седеют, а всегда он со мною»; «Я с тобой, Чубук, всегда и всюду пойду». Тем мучительнее переносит Борис смерть Чубука, которая случилась по его вине.

Но навсегда осталась в его сердце память об этом настоящем человеке, его мудрых уроках верности коммунистическим идеалам.

Большое влияние на Бориса оказал командир Шебалов, который понимал, как молод и неопытен подросток. Он учил Бориса, как выбирать друзей, как следует вести себя с боевыми товарищами, помогал ему искупить свою вину и стать дисциплинированным воином. Но самую важную роль в воспитании Бориса сыграл весь коллектив отряда, его сплоченность, самоотверженность и решимость в борьбе с белыми.

Один только Федька Сырцов выделяется своей недисциплинированностью, и Борис, поначалу очарованный его показной храбростью, со временем тоже сумел в нем разобраться, отойти от него. Тревожные партизанские будни, горячие бои, истинное мужество и геройство — вот та атмосфера, в которой постепенно формировался и закалялся характер подростка.

Учитель может провести и такую интересную работу. Используя знания школьниками отдельных разделов лексики, он, анализируя речь партизан, может показать состав пролетарского отряда. В этом заключается один из примечательных художественных приемов писателя.

Говоря о причинах ошибок Бориса, нужно добавить и недостаточную ответственность и непонимание необходимости строгой дисциплины. Он напрасно жалел Федю Сырцова, вольничал при выполнении боевых заданий. Это привело к тяжелым последствиям.

Так, явная безответственность, грубое нарушение приказа Чубука привели их к пленению и гибели старшего товарища. Участвовал Борис и в обмане, который допустил Сырцов.

Учитель, подводя итог, замечает, что эти причины, конечно, очень серьезные, но Борис сознавал их и постепенно изживал свои недостатки. Но самое главное, это то, что герой повести страстно желает искупить свою вину, оправдать доверие командиров и бойцов отряда. Школьники находят и зачитывают слова Бориса: «Все эти дни у меня были заполнены одним желанием — загладить свою вину перед товарищами и заслужить, чтобы они меня приняли в партию».




Характеристика образа Бориса Горикова