Характеристика образа боярыни Волковой
Роман повествует о событиях русской истории конца ХVП-начала XVIII века. В нем представлены все слои населения: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за границей.
Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятельность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопротивлялись
Князю приходится все терпеть, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой «выходки»,
Старое забилось по темным углам.
Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей». Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали строить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра выступают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересованные в укреплении государства. «Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы»,- говорит царю купец Иван Бровкин.
Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто «одним талантом своим выбились из курной избы».
Ближайший друг и соратник Петра Александр Меньшиков — сын конюха, торговец пирогами с зайчатиной; близок царю и Иван Бровкин, в прошлом холоп, а теперь — тесть помещика Волкова. Показывая близкое окружение Петра, писатель изображает, как меняется психология людей по мере обогащения и вовлечения в общественную жизнь. Бывшему Иваш-Бровкину теперь вся деревня кланяется в пояс, а некоторые крестьяне отрабатывают у него свои долги. Алексашка Меньшков, несмотря на всю преданность, часто запускает руку в государственную казну.
И, говоря о том, что Меньшиков — это верная рука, Петр вынужден добавить: «хотя и вороватая».
Посещая землянки рабочих, строителей Петербурга, Петр услышал их жалобы на то, что людям дают гнилой хлеб. «Он взял заплесневелый кусок, разломил, понюхал, сунул в карман. — «Пойдет Нева, привезут новую одежду, лапти, муку привезут, хлеб будем печь здесь»,- сказал он. А потом с гневом обратился к Меньшикову, выхватив из кармана заплесневелый кусок. «Ешь!
— у Петра Алексеевича бешено расширялись глаза.- Дерьмом людей кормишь — ешь сам. Нептун! Ты здесь за все отвечаешь! За каждую душу человечью».
Петр во всем человек своего времени, он суров, требователен до жестокости, он не «мужицкий царь», и народу нелегко живется в его правление.
В жалобах царю крестьяне говорят: «Ныне у нас ни хлеба, ни скотины, погибаем голодною и озябаем студеною смертью… Воззри, государь, на нашу скудность и бедность… » На страницах романа ярко изображены выразители народного протеста. «Пытаный, мученный» мужик Овдоким говорит народу: «В муках живем, в пытках… Не ищите правды».
Овдоким советует мужикам бежать в леса, он с удовольствием рассказывает им о Степане Разине, и в его словах звучит надежда на народное восстание. «Бродяга из монастырских крестьян» Федька Умойся Грязью ожесточен жизнью. Он не хотел «ломать спину на чорта», служить господам и бежал на Дон, но его схватили и отправили в Воронеж, где шли царские работы по строительству флота.
Федька убил немца Мирбаха, который издевался над ним и над другими солдатами. В его поведении выражена прямая угроза эксплуататорам со стороны угнетенного народа. Писатель дает почувствовать, что в народе распространилось недовольство царем.
Люди хотели жить «по воле, а не по указу государеву».
Правдиво раскрывая острейшие драматические конфликты эпохи, писатель дал яркую картину исторического поступательного движения стран. С Петром не может сравниться ни Василий Голицын, ни король Август, ни шведский король Карл — талантливый, но самовлюбленный, жаждущий личной славы. Увидя иностранные торговые суда, Петр понимает необходимость для России иметь свой флот. «За границей лес нужен, весь лес у нас, а мы кланяемся: купите…
Эти ироды ходят мимо — только смеются… Нет, не Черное море — забота… На Балтийском нужны свои корабли».
Петр любит Россию, ему обидно видеть ее нищету и убожество и нежелание русских бороться со своей отсталостью. «Отчего сие? — с горечью говорит он.
— Сидим на великих просторах и — нищие…» «Сидят на старине… землю за тясячь лет пахать не научились… Отчего сие?» Он понимает значение развития промышленности, одобряет начинания Демидовых на Урале. Развитие промышленности требовало умелых рабочих рук и знаний.
Петр создает в Москве при литейном заводе школу, в которой учились наукам и мастерству литья боярские и посадские дети, юноши «подлого звания». С горечью отмечает Петр, что «дворянские балды — сажень ростом» не хотят учиться. Но Петр дубиной гнал «недорослей» в науку, обещая за ум «графами жаловать».
В Петре Первом писателя привлек преобразовательный гений, он предстает выразителем великой исторической справедливости, потому что его деятельностью и поступками двигала забота о судьбе государства и нации. В нем писатель подчеркивает прежде всего государственный ум, понимание необходимости коренных изменений в жизни России. Отсюда непримиримая вражда царя к старине и крутые меры внедрения нового в жизнь.
Писатель ставил своей задачей «выявление движущих сил эпохи», показ народа, его взаимоотношений с властью и его роли в государстве. В романе А. Н.
Толстого «Петр Первый» нашли яркое отражение лучшие черты дореволюционного исторического романа. Изображение прошлого достаточно достоверно, на документальной основе, а вымысел неразрывно связан с историей. Толстой говорил: «Чтобы понять тайну русского народа, нужно хорошо знать прошлое».
Характеристика образа боярыни Волковой