Характеристика одного из второстепенных героев ро­мана «Герой нашего времени»

Характеристику надо начать с портрета, который у Лермонтова всегда психологизирован, то есть помогает понять особенности личности героя. Вот, например, портрет Вулича, где описание внешности пе­реходит в прямую характеристику героя: «В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал и, медленно подойдя к столу, окинул всех спокойным и торже­ственным взглядом. Он был родом серб, как видно было из его имени. Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характе­ру.

Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные

глаза, большой, но правильный нос, принадлеж­ность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждав­шая на губах его, — все это будто согласовывалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного де­литься мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял сво­их душевных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачкоми, — которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, — он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об
этом намекали. Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все и обыкновенно проиг­рывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрям­ство».

Характер героя помогают раскрыть различные ситуации. Так, однажды во время игры в карты ударили тревогу. Все офицеры вскочили, но Вулич не поднялся, пока не докинул талью. Затем нашел в цепи «счастливого понтера», прямо во время перестрел­ки отдал ему свой кошелек и бумажник и затем храбро сражался, увлек за собой солдат «и до самого конца дела прехладнокровно перестреливался с чеченцами».

Затем важно показать взаимодействие героя и Печорина, оп­ределив проблему, которая движет этим взаимодействием. Так, в основе пари между Печориным и Вуличем — пробле­мы ценности человеческой жизни и веры в рок, довлеющий над человеком. Печорин играет с чужими жизнями — Вулич, заклю­чая пари, играет со своей жизнью: «-…Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробо­вать на себе, может ли каждый человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…» Вулич ставит на кон свою жизнь — и сама жизнь тут же ста­вит на кон его существование. В Индии это назвали бы неотвра­тимостью кармы: подобными вещами шутить нельзя. Но ситуации с осечкой не возникло бы, если бы Печорин не предложил Вуличу пари, от которого тот как игрок не смог отка­заться.

К тому же Печорин выступил как провокатор: «- Вы нынче умрете! — сказал я ему. Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно: — Может быть, да, может быть, нет…» Надо сказать, что подобное поведение Вулича возможно только при полном отсутствии смысложизненных ориентиров: ему недорога его жизнь, потому что он не видит в ней ничего, что наполняло бы его существование смыслом, придавало бы значе­ние его действиям. В этом Вулич подобен Печорину, недаром Печорин после ги­бели Вулича рискнул взять живым запершегося в доме убийцу: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».

Однако Печорин отличается от Вулича тем, что Вулич в своей обессмысленной жизни дошел до крайней точки, а Печо­рину в тот период мир, несмотря на его декларации, был все же интересен.




Характеристика одного из второстепенных героев ро­мана «Герой нашего времени»