Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети»
Одинцова — дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчету.
Овдовев, сделалась видной помещицей.
Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей
Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым. Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой.
В Никольском «царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных». Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову.
В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло ее. Она как будто хотела его испытать и себя «изведать». Интерес к чему-то новому в ее чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову.
Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров «сердил и оскорблял ее вкус, ее изящные привычки». Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарем, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну.
Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность — в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь. Но жилось ей легко, а «сквознячков» она боялась.
Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признается ей в любви. Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. «Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете.» Базаров же был человеком чужого и чуждого ее мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с ее вкусами, привычками и взглядами.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня теплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна — «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны. Все это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена».
Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.
Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение. Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях.
Она — пародия на нигилистов.
Также мне запомнились Фенечка и Катя. Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой.
Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.
Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своем романе » Отцы и дети «, у каждого из которых есть своя индивидуальность и свое мировоззрение, что и привлекает читателя.
В образе Аси идея долга получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: «Вот бы пойти с ними». Она понимает жизнь простых людей как подвиг: «Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг». Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно.
Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга.
В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.
Асе показалось, что она встретила «необыкновенного человека», «героя», и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им.
И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети»