Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»

Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классициз­ма, стиля, который предшествовал сентиментализму.

В произведениях классицизма за героями закреплена опре­деленная роль: они либо положительные, либо отрицательные. В «Бедной Лизе» герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может со­блюсти свою целомудренность и впадает в грех. Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоя­нен.

Однако он не безразличен к судьбе Лизы и до

конца жизни сожалеет о ней.

Произведения классицизма имели два типа финалов: для трагедии — несчастный, для комедии — счаст­ливый. Финал «Бедной Лизы», с одной стороны, трагичен — Лиза утопилась, мать ее умерла; с другой стороны, Эраст остал­ся жив и до конца своей жизни был несчастлив, «не мог утешится и по­читал себя убийцею». Крестьянская девушка предстала перед читателями в образе трагической героини — такая трактовка была совершенно необычной для того времени.

Читатели не увидели ожидаемой свадьбы, но столкнулись с горькой правдой жизни.

Финал повести современники Карамзина воспринимали

как новаторский.

Особенности сентиментализма в языке повести

Сентиментальность:

«Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова мона­стыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Чувствительность, близость к разговорной речи:

«Матушка! Матушка! Как этому статься?

Он барин, а между крестьянами…» — Лиза не договорила речи своей».

«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим ра­достям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».

В современной речи мы можем использовать подобные фра­зы только в качестве стилизации.




Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»