Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя » Ревизор » — это два неразрывные понятия, называющие явления, которые в свое время вышли за рамки традиционного представления о плутовском герое в литературе и театре. Никакого нарочного обмана или даже попытки его не было в сознании молодого канцелярского служащего из Петербурга. Этот обман был выстроен провинциальным чиновничьим ужасом — ревизор мог разрушить взяточническое мироустройство и покарать за реальные провинности, которые все пытались скрыть.

Гоголь отказал Хлестакову

во всех возвышающих чувствах — ни любви, ни ненависти он не испытывал, не был ни добрым, ни злым, никакие нравственные бури не тревожили его сердца, была только непрекращающаяся борьба с безденежьем, игра в карты со случайными знакомыми и неуемное франтовство.

Хлестаков — это человек-пустота, человек, могущий играть любые роли и заменить на любом месте самое себя. Внутренняя трусоватость заставляет его храбриться и выставлять претензии, а лесть вызывает в нем поток хвастовства и колоссальную игру воображения, где собственная значимость принимает чудовищные размеры, не сопоставимые ни с чем. Хлестаков охотно

принимает всяческие «ухаживания» — взятки, приемы, смиренные мольбы о покровительстве, благосклонность нежных глупышек-дам, — утверждая, что любит правдивость в речах просящего: «Я сам тоже — я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность». Эти слова звучат в адрес городничего, когда тот подобострастно предлагает комнату в своем жилище.

Заметим, что уважение и преданность требуется напуганным должником Хлестаковым, еще не ревизором — до вживания в роль. Хлестаков — незлое пустейшее создание, однако с претензией на почтение, кареты и хорошеньких дворянских дочек.

Хлестаковщина, то есть пустое прожигание жизни, непреднамеренное вранье вселенских масштабов, ничтожное лицедейство, призрачность человеческой фигуры, в которой отсутствие содержания кажется чуть ли ни инфернальным — проявляет себя наиболее ярко в момент претворения Хлестаковым роли ревизора. Эту роль ему навязали извне, войти в нее подсказал слуга Осип, и Хлестаков бессознательно потянулся к выгоде. Ложь стала не столько способом выставить в себя в наивыгоднейшем свете, сколько правилом игры, в которую было втравлено все общество.

Хлестаков лжет самозабвенно и безостановочно. Он — высокий вельможа, на службе у которого несколько тысяч курьеров, суп ему везут из Парижа, к столу подают арбузы по семисот рублей штука, во дворец каждый день с удовольствием приглашают. брат Пушкин с ним на короткой ноге. По словам Хлестакова он везде незаменим, и в этом — прав, так как пустые сосуды действительно нужны, чтобы была возможность целомудренно хранить общественную скверну. Никто даже не пытается остановить этот поток неправды, ибо у каждого она своя, и каждый знает об этой личной неправде и трусит безмерно. Страх более даже, чем невежество парализует волю человека ко сколько-нибудь здравым мыслям.

Люди становятся сосудами лжи и ужаса, который заставляет трепетать всякий раз, когда совесть нечиста.

В комедии «Ревизор» Хлестаков и хлестаковщина становятся некими образами-символами, которые можно прочитывать не только в контексте чиновничества, но и всего русского народа вообще, готового обманываться и пресмыкаться перед сильнейшим. Хлестаковщина вливает свой яд во всех, все нею заражаются — от городничего и его семьи до высеченной вдовы унтер-офицера, чье достоинство было поругано. Никакого нравственного воздаяния она не требует, обидчик должен быть наказан, но ущерб измеряется исключительно в деньгах. Как человека она себя не ставит ни во что, но чин ее покойного мужа оскорблен — она требует компенсации. Вообще соотнесение себя с положением или функцией в обществе признак не только хлестаковщины, однако, это соотнесение в ее составе имеет специфику мнимости и подложности.

Чин столь же фантастичен, сколь и преклонение перед ним.

Полностью понять, кем именно в системе власти представлял себя Хлестаков невозможно, ибо приметы слишком разрослись: он и вельможа, и главнокомандующий, и глава департамента и чуть ли не второй после императора человек. Эта близость к имперской власти заставила самого Николая І после премьеры признать, что досталось всем, а ему самому больше других. Хлестаковщина — оригинальное обобщение, доведение до абсурдной вершины той части пороков, которая в тогдашнем российском обществе считалась понятной всем и позволительной. На мелкие шалости молодых франтов смотрели с деликатным снисхождением, если не сочувственно. Никто даже не подозревал колоссальной опасности, которую таит в себе хлестаковщина в соседстве с чем-либо, отравляющая все вокруг, и, главным образом, наделенная властью.

Ее коварство скрыто еще и в невинности, непреднамеренности ее носителя.

Гоголю удалость вывести на свет божий хлестаковщину из самой атмосферы русской жизни, где она не идентифицировалась как нечто враждебное, и подвергнуть ее бичеванию смехом. Сам смех, который был подан в сцеплении с горечью и гротеском, стал образом положительного персонажа, который в одиночку противопоставлен всему дурному, как животворящее начало мира и человека.

Данный материал будет полезен учащимся 8 классов во время подготовки сочинения на тему «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»».




Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»