Хорхе Гильен

Хорхе Гильен на протяжении почти тридцати лет был известен как автор одной поэтической книги «Кантико» , с 1928 г. трижды переиздававшейся, каждый раз со значительными дополнениями. С 9-го издания у нее появился характерный подзаголовок — «Жизненное кредо» . В этом тщательном пересмотре и дополнении книги получил воплощение один из важнейших принципов, положенных Гильеном в основу поэтического труда: поэзия призвана вскрыть нечто устойчивое и вечное в изменяющейся жизни. Путь к этой устойчивости поэт мыслил именно через «очищение»

образа от всего случайного, единичного. Эту идею он выразил, воскликнув однажды:

О удивительное сгущение!

Все розы только одна роза:

Полнейшая универсальная сущность.

Здесь таилась опасность сведения всего многообразия реального мира к абстракциям, и Гильен сознавал это. Но от сухости его поэзию спасала присущая ему оптимистическая вера в жизнь и связанное с этим ощущение сопричастности каждого мгновения жизни к существованию вселенной. Каждое существо, каждое явление включает в себя всю вселенную. В этом разгадка многих образов поэта, поначалу кажущихся неясными.

Гильен пишет, например:

Todo en al aire es pajaro ; это значит, что паряшая в воздухе птица как бы заставляет парить вместе с собой и ветерок, и солнечные лучи, и самый воздух. В том же направлении следует искать глубинный смысл поэтической строки Гильена: EI pie caminante siente la integridad del planeta и др. Пространственные и временные рамки бесконечно расширяются: мгновение оборачивается вечностью, пядь земли — беспредельностью вселенной.

Друг Гильена Салинас справедливо указывал на связь подобного мироощущения с уитменовским. И, как у Уитмена, «жизненный энтузиазм» Гильена в конечном итоге покоился на гуманистической вере в человека, в простые человеческие чувства. Вот почему Гильен не принял франкизма, а в годы изгнания создал книгу стихов «Смятение стихий» ; в нее он включил цикл «XX век» и другие стихотворения об общественной борьбе наших дней, подчеркнув свою антифранкистскую позицию и выразив солидарность с молодежью Испании, борющейся за свободу.

Эта книга, как и ее продолжение — сюита элегий о прошлом, о старости и смерти «Чествование» ,- долгие годы находились под запретом в фашистской Испании.




Хорхе Гильен