Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:

1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве

Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности.

4. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

Правительственные круги и господствующее сословие; Обывательски настроенная интеллигенция; Бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; Бездуховность.

5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:

А) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

Б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

В) гипербола — чрезмерное преувеличение. На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным. В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в «Сказках».




Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина