Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:
1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве
3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности.
4. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:
А) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
Б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
В) гипербола — чрезмерное преувеличение. На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным. В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в «Сказках».
Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина