Иван Карпенко-Карый — одна из выдающихся личностей в украинской дооктябрьской литературе.
Продолжая традиции Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, он поставил свое перо писателя на службу народу. Драматург с большой обличительной силой показывает типичные явления развития капитализма на Украине, разоблачает хищническую суть, сельской буржуазии. В основе пьесы «Хозяин» лежат реальные факты капиталистической действительности.
Пузырь — это богатый капиталист-землевладелец, который вырос из обычного кулака до миллионера. Но, получив «миллионы», хозяин не останавливается. Жажда наживы толкает его на новые преступления, мошенничество. Основная черта Пузыря — ненасытная жажда к обогащению, этому подчинены все его интересы.
Жажда обогащения побуждает Пузыря к хитрости. Он кормит рабочих куском хлебом, ругает управляющих, которые платят рабочим не по 25, а по 35 копеек за день, сам. Жестокость и бездушие Пузыря проявляется не только во взаимоотношениях с крестьянами, но и в семейном быту, в частности, в отношении к родной дочери. Скупость и мошенничество Пузыря И. К. Карпенко-Карый передает и через его речь. Среди мастерски изображенных подручных хозяина Финоген, будущий хозяин.
Образ Финогена — это сочетание лакейства с грабежом, лицемерия, пресмыкательства перед хозяином, презрение к низшим чем он. Другой подручный хозяина — Лихтаренко. В отличие от Финогена, он не ползает перед хозяином, держится с достоинством. Он очень хитрый, руководствуется следующими принципами: «не возьмешь, у тебя возьмут», «воруй умея», «воруй сам и не мешай другому», «не зевай, а лови деньги».
Финоген и Лихтаренко грабят для хозяина и воруют у него.
«Хозяин» — это произведение, направленное против уродливых моральных принципов капитализма, и сегодня учит ненавидеть капиталистическое рабство, растленную буржуазную мораль. Поэтому пьеса «Хозяин» справедливо считается выдающимся достижением драматургии XIX века.
Дайджест:
- «Хозяин» И. К. Карпенка-Карого — выдающееся достижение драматургии XIX столетияИ. Карпенко-Карый — корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, «они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил, кому они обязаны своим появлением в мире…» . И. Я. Франко назвал И. Карпенка-Карого первым мастером на ниве украинской драматической литературы. Границы объектов творчества драматурга ... Читать далее...
- Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин»Пьеса «Хозяин» написана около ста лет назад, однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты «хозяина» жизни — человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал «грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника и кулака ... Читать далее...
- Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»В конце XIX века на Украине начинает бурно развиваться капитализм. Он проникает и в сельскую местность, где рождаются крупные капиталисты. Этот процесс отразился и в украинской литературе. В 1890 году Карпенко-Карый создает комедию «Сто тысяч», герой которой, Мошна, мечтает о ста тысячах рублей, чтобы скупить окрестные земли. Через десять лет драматург создает сатирическую комедию «Хозяин», ... Читать далее...
- На тему: актуальность пьесы «Хозяин» Ивана Карпенко-КарогоРазмышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя «было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, — живым отображением живой жизни». Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона — «той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной ... Читать далее...
- Пьеса И. Карпенко-Карого «Хозяин» — комедия нового типаУкраинский театр долгое время вынужден был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это позволило театру развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия — это новый тип произведения для тогдашнего театра, ибо в ней решаются проблемы современного ... Читать далее...
- Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин»Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних — это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других — это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш — эта жизнь!» Поэтому и героев комедии «Хозяин» можно поделить на два лагеря за этими «понятиями» чести. Очевидно, человеком ... Читать далее...
- Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»Комедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображает новых «героев» наживы, «которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды, которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы «Сто тысяч» — Герасим Мошна, человек, для которого главнейшая ... Читать далее...
- Марко Вовчок — выдающееся явление в истории украинской литературыТемы, сюжеты ее произведений, прототипы героев, красивый украинский язык в творчестве М. Вовчок — все от глубокого знания жизни народа и фольклора. Это два главных источника творчества писательницы. Третье — литературное: влияние «Кобзаря» Шевченко, «тема его мотивов женского несчастья в лирических стихах и поэмах, образов скорбных Наймичек, Ведьм, Слепых. Марко Вовчок продолжила тему женщины-страдалицы из ... Читать далее...
- Трагедия И. Карпенко-Карого «Савва Чалый»Вершинным произведением И. Карпенко-Карого на историческую тематику считается трагедия «Савва Чалый» . Комедия образовалась в период античности. За основу комедии взято смешное — что по Аристотелю, «определенная ошибка и уродливость, которая никому не причиняет страданий». Авторы комедии сознательно снижают своих персонажей по сравнению со средним уровнем, который существует в жизни. Не имея надлежащих положительных качеств, ... Читать далее...
- Карпенко-Карый. Иван Карпович ТобилевичНастоящее имя — Иван Карпович Тобилевич. Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обнищавшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения. Мальчик учился в Бобринецком уездном училище, потом с 1859 года работал писарем станового пристава, позднее стал канцеляристом городской управы. В 1864 году устроился на службу в уездный суд, ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Дидро «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» &;;;;;#124; ХОЗЯИНХОЗЯИН Сначала может показаться, что Хозяин — «безличный атрибут энергичного слуги» и ничего интересного собой не представляет, У него есть «три главных занятия: нюханье табака, часы и Жак». Он капризен в своем безделье, вспыльчив и трусоват. И хотя обойтись без Жака-слуги и Жака-собеседника совсем не может, постоянно соблюдает дистанцию и способен поколотить спутника для острастки. ... Читать далее...
- Чем смешон, чем страшен Пузырь?Человека всегда привлекали деньги, потому что они давали власть, именно поэтому он тянулась к ним, иногда забывая о чести, совести. Но бывало и так, что она вовсе превращался в кулака. Именно таким предстает передо мной Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. То мы видим, как ... Читать далее...
- «Смерть поэта» вершинное достижение русской политической лирики XIX векаСтихотворение «Смерть поэта», выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того самого субъективизма, который продиктовал раннюю лирику: стихотворения «Предсказание», «10 июля. «, «30 июля. — 1830 года», «1831-го июня 11 дня», «Нищий», «Парус», «Новгород» и многие другие. Отсюда из этих стихотворений в «непозволительные стихи» 1837 года ... Читать далее...
- Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над ЧеловекомДраматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии «Сто тысяч» в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим ... Читать далее...
- Тема денег как социального зла в драматургии XIX векаВ начале 60-х годов одной из наиболее значительных драм, посвященных дореформенной деревне, стала пьеса А. Ф. Писемского «Горькая судьбина». Автор, несколько лет проработавший в губернском костромском правлении чиновником особых поручений, почерпнул сюжет из местной судебной практики. «Романтизировав» действительность, писатель организовал житейский материал по законам сцены. Главный герой драмы — Ананий Яковлев — «питерщик», то есть ... Читать далее...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести ХозяинОдновременно с рассказами сборника «По Руси» Горький работал над автобиографической повестью «Хозяин». Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: «Вы скажете — марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие украинской прозы середины ХІХ векаОпределяя особенности литературного текста, В. Пачевский заметил, что критериями его мастерства является «мерило стоимости каждого произведения для нашей государственности, или для этического подъема, или для превращения характера, или для конструктивного строения как произведения искусства». Действительно, произведение художественно не столько в плане выделения его места в сфере искусств, а прежде всего, как индивидуальное явление определенной эстетичной ... Читать далее...
- Драматургия — высочайшее достижение Леси УкраинкиПервые драматические произведения появились в последние годы XIX столетия, а под конец жизни они стали доминирующими в литературно-творческой деятельности автора: всего за 18 лет писательница написала свыше 20 таких произведений, которые по своему объему значительно превышают объем всех ее лирических и эпических произведений, вместе взятых. Обращение к драматургии как жанру было обусловлено внешними обстоятельствами и ... Читать далее...
- Творчество Леси Украинки — выдающееся явление мировой культурыРазмышляя о вкладе Леси Украинки в казну мировой культуры, Олесь Гончар говорил о «смелых странствиях» поэтессы «в разные времена, к разным народам», подчеркивая, что вопреки их большой ценности «важнее то, что, беря даже известные странствующие сюжеты и устоявшиеся в веках мифологической вместительности характеры, она трактовала их каждый раз по-своему, предоставляла им новую глубину, оригинальную философскую ... Читать далее...
- «Хозяин» из кн. «Повести и рассказы»Сережа — сын лесника Степаныча — сидел в конце лодки за кормовиком. Сидел прямо, ловко работая послом, и, как положено капитану судна, зорко смотрел по сторонам, жмуря от нестерпимого солнечного света свои круглые карие глаза — не по-детски сейчас серьезные. Такого буйного разлива давно не помнил даже отец Сережки — бывалый человек, знавший волжскую пойму ... Читать далее...
- Пузырь — дикая, страшная силаШкольное сочинение По пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин». Как основу пьесы «Хозяин» автор использовал реальные события конца XIX века, когда на поверхность экономической жизни на Украине начали выплывать ловкие хищнические натуры. И писатель раскрыл хищническое лицо украинского «чумазого» в образе Пузыря, показав, какая это страшная, темная сила, беспощадно эксплуатирует и угнетает народ. Терентий Гаврилович Пузырь — ... Читать далее...
- Человек — хозяин природы или ее часть?Природа является тем фактором, который жизненно необходим для нашего существования. Увы, люди стали забывать совсем об этом. Мы привыкли слышать, что «человек — хозяин природы». Безусловно, назвать данное выражение в корне неверным, нельзя. Хотя сегодня оно приобрело фальшивый оттенок. Приняв положение главных в этом мире, люди не опасаются собственной безнаказанности, а стремление к получению финансовой ... Читать далее...
- Роман «Седьмой крест» высшее достижение ЗегерсСамым крупным художественным произведением Зегерс в годы мексиканской эмиграции стал роман «Транзит» , в основу которого легли события, связанные с крушением Третьей республики во Франции в мае 1940 года. Зегерс сама испытала многое из того, что выпало па долю ее героев, и потому роман выглядит временами как свидетельство очевидца. Это впечатление еще больше усиливает композиция ... Читать далее...
- Будущее украинской нацииО сильном, мудром, просвещенном, поэтическом нашем украинском народе писали еще в средневековье. Например, французский инженер и ученый Боплан оставил захватывающие отклики об украинцах в «Описании России». А пора Запорожской Сечи — первой в Европе христианско-демократической республики? С казачеством считались короли и императоры и цари. Куда же делся тот гордый, свободолюбивый дух наших предков? Упал под ... Читать далее...
- На тему: Жизнь и судьба или Человек — хозяин своей судьбыСочинение на тему » Жизнь и судьба» или «Человек — хозяин своей судьбы» Нелегко размышлять над таким понятием, как «судьба». Конечно, я часто слышу это слово от взрослых. Но разные люди понимают судьбу совершенно по-разному. Одни говорят, что от судьбы зависит все. Ну, почти все. Кто-то Счастлив и богат — значит, судьба относится к нему ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Дидро «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» &;;;;;#124; ЖАКЖАК Образ Жака напоминает образы Санчо Пансы и Жиля Бласа, с которыми его сближают чувства оптимизма, жизнерадостности и юмора французского народа. Но сходство с героями приключенческих романов является чисто внешним. Прежде всего потому, что Жак — философ, и философ говорливый. С детства ему затыкали рот кляпом — только так взрослым удавалось спастись от его непрестанной ... Читать далее...
- Карпенко-Карий. Іван Карпович ТобілевичСправжнє ім’я — Іван Карпович Тобілевич. Карпенко-Карий народився 29 вересня 1845р. в с. Арсенівка Бобринецького повіту на Херсонщині в родині зубожілого дрібного шляхтича, управителя поміщицького маєтку. Хлопещ» навчався в Бобринецькому повітовому училищі, потім 1859 р. працював писарчуком станового пристава в містечку Мала Виска, пізніше став канцеляристом міської управи. У 1864 р. влаштувався на службу до ... Читать далее...
- Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого «Сто тысяч»Драма «Сто тысяч» — один из шедевров украинской драматургии. В комедийной форме корифей украинского театра делает ударение на важных проблемах человеческой жизни, заставляет нас оценить собственные поступки, задуматься над своими жизненными приоритетами, показывает нам, насколько смешно и уродливо выглядит человек, который живет только ради денег, ради наживы. Но причиной всех перипетий произведения есть не только ... Читать далее...
- Достижение поставленной целиИоганн Вольфганг Гете говорил: «Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят». Могу добавить: «И не только хотят, но и выполняют задуманное». Об этом и идет речь в эссе «На пути к океану». Кто достигает поставленной цели — вот проблема, над которой размышляет Ф. Д. Кривин. Рассуждая над поставленным вопросом, автор рассказывает нам о чудесной ... Читать далее...
- Вивчаючи творчість Івана Карпенка-КарогоВивчаючи творчість Івана Карпенка-Карого, ми знайомимося з розвитком української драматургії й театру другої половини XIX століття. Величезним творчим досягненням Карпенка-Карого є його комедія «Сто тисяч». Провідною рушійною силою подій, зображених у комедії «Сто тисяч», є гонитва за багатством. Це яскраво показав драматург в образі сільського куркуля Герасима Никодимовича Калитки, сенсом життя якого було Придбання землі». ... Читать далее...
«Хозяин» И. Карпенко-Карого — выдающееся достижение украинской драматургии XIX века